Почему во время Смуты донские казаки поддерживали самозванцев
Смута 1598-1613 годов — противоречивое и трагическое время в русской истории. Самозванцы при содействии поляков рвались к Москве, однако и внутри русского государства было немало желающих извлечь выгоду из происходящего в Смутное время. Серьезной силой в ту пору были донские казаки, которые всегда поддерживали самозванцев, но в конце концов вместе с Пожарским и Мининым освобождали Москву от интервентов. Именно казакам обязаны Романовы своим восхождением на царский престол.
Казаки и Борис Годунов
В начале XVII века население в районах Дона, Яика, Терека и Волги жило вольно и промышляло не только походами против татар и турок, но и грабежом русских купцов. Однако в 1598 году на престол взошел Борис Годунов, который попытался взять казачество под жесткий контроль и ограничить его свободу.
В связи с этим весть о спасении «убиенного» сына Ивана Грозного царевича Дмитрия казачья вольница встретила одобрительно. И когда на Дон прибыл посланник Лжедмитрия посол Свирский и призвал казаков на службу к чудом спасшемуся царю, они поддержали самозванца, так как ненавидели Годунова, а также надеялись поживиться в ходе войны. Стольнику же Петру Хрущеву, прибывшему от Бориса Годунова, донцы отказали.
В 1604 году 2 тысячи казаков во главе с атаманами Феофилактом Межаковым и Андреем Корелой прибыли под Киев в лагерь Дмитрия. Войско самозванца из польских отрядов, русских сторонников Дмитрия, запорожских и донских казаков двинулось в Россию. Одновременно с ним выступили 8 тысяч казаков с Дона, Волги и Терека.
Донские казаки – спасители самозваного царя
Под давлением 40-тысячной рати Мстиславского армия Лжедмитрия отступила в Севск, где самозванца начали покидать польские сторонники. При нем остались не более 1500 человек. Однако с востока на Москву стали успешно наступать казаки. Перед ними без сопротивления ворота открыли Путивль, Рыльск, Белгород, Воронеж и остальные пограничные города.
К Дмитрию пришли 12 тысяч запорожцев. Но в январе 1605 года царские войска разбили его армию. Самозванец решил вернуться в Польшу, однако к нему прибыли 4 тысячи донских казаков, которые уговорили его продолжать борьбу. Важную роль сыграли события при штурме крепости города Кромы, оборонявшейся от царских воевод силами 600 донцов атамана Андрея Корелы. Современники удивлялись подвигам и упорству казаков и насмехались над неумелыми боярами.
13 апреля 1605 года царя Бориса Годунова хватил удар и он умер. Правителем стал Федор Годунов, которого вскоре убили в результате сговора бояр. 20 июня 1605 года Димитрий торжественно въехал в Москву. Через год московские бояре устроили переворот, во время которого Лжедмитрия зарубили мечами и алебардами. Новым правителем стал Василий Шуйский, прозванный «боярским царем».
Последний решил не обострять отношения с казаками и 13 июля 1606 года отправил к ним с подарками посланника Молвянинова, тот привез им тысячу рублей денег и столько же фунтов пороха и свинца. Войско Донское официально объявило о своем невмешательстве и в отличие от терских, заволжских и запорожских казаков в восстании Болотникова участия не приняло.
Казаки и Лжедмитрий II
В июле 1607 в городе Стародубе появился Лжедмитрий II, а одним из главных его соратников стал донской атаман Иван Заруцкий. Он получил от самозванца боярский чин и возглавил казацкий приказ. К Лжедмитрию примкнули 500 донских казаков, а под Брянском к нему присоединились еще 3 тысячи донцов и 4 тысячи бывших соратников Болотникова. Всю зиму войско самозванца пополнялось казачьими отрядами с Запорожья и Дона.
Когда Лжедмитрий стал лагерем в подмосковном селе Тушино, под его знаменами воевали уже 30 тысяч бойцов, и треть из них была с берегов Дона. Летом 1608 года «нового Дмитрия» поддерживали 45 тысяч казаков, которые не только воевали, но и грабили села и города центральных регионов России, что стало одной из важнейших причин постепенного перехода местного населения к борьбе с тушинцами.
После успехов царского воеводы Михаила Скопина-Шуйского и неудачной осады поляками Троице-Сергиева монастыря в Тушинском лагере начались брожения. Лжедмитрий бежал в Калугу. Часть донских казаков ушла с Заруцким к королю Польши Сигизмунду, осаждавшему Смоленск. Остальные вернулись на Дон или остались при Лжедмитрии, которого считали свои царем.
Конфликт с дворянами
В декабре 1610 года самозванца зарубил крещеный татарин князь Петр Урусов. За пять месяцев до этого семь боярских родов свергли Шуйского и договорились посадить на трон польского царевича Владислава при условии его перехода в православие. Правительство Семибоярщины развалилось, поляки осаждали Смоленск и хозяйничали в Москве. Россия оказалась перед реальной угрозой утратить свою самостоятельность.
В начале 1611 года дворянское ополчение, крещеные татары, стрельцы и часть казаков попытались выбить поляков из Москвы. Лидерами движения стали дворяне Прокопий Ляпунов и Дмитрий Трубецкой, а также атаман Заруцкий. Поляки подожгли Москву и засели в Кремле и Китай-городе. После завершения боев дворяне попытались отстранить от власти казаков, что спровоцировало конфликт.
Дворяне утопили 28 казаков, а те убили Прокопия Ляпунова. Подмосковье попало во власть «казачьих таборов», которые хотели передать власть сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек – Ивану. Однако простой народ и дворяне «казацкого царя» не приняли.
Казаки и народное ополчение
Отдельные казачьи отряды присоединились к народному ополчению Минина и Пожарского, однако большая их часть не влилась в это движение. Заруцкий чувствовал, что теряет позиции и начал тайные переговоры с польским гетманом Ходкевичем. О его кознях узнали донские казаки, и заговорщик сбежал. Однако доверия между казаками и ополченцами не прибавилось.
Во время сражения с гетманом Ходкевичем 24 августа 1612 года поляки усилили натиск и казаки отступили в таборы. Вступать в бой они отказывались и согласились, только когда келарь Троице-Сергиева монастыря Палицын пообещал заплатить им деньги из монастырской казны. 22-26 октября казаки вместе с ополчением отбили Кремль у поляков.
Донские казаки и Романовы
Благодаря участию в боях за Москву на Земском соборе донцы имели значительный вес. В повести о Земском соборе 1613 года, в частности, говорится, что они ходили по Москве вооруженными группами по 20-30 человек, а бояре, завидев их, старались избежать с ними встречи. Чтобы не допустить избрания царем кого-то из Рюриковичей, казаки заблокировали подворье Пожарского и посадили на престол Михаила Романова.
По легенде, из Углича привезли грамоту, в которой было сказано, что 16-летний Михаил Романов якобы стоит первым по родству к бывшим царям. Документ был поддельным. Однако донской атаман Межаков пришел к боярам, достал саблю, положил ее на грамоту и заявил: «Считаем, что на троне должен быть Михаил Романов!» Скорее всего, отцу нового царя Федору Романову и его сторонникам удалось подкупить казаков, которые возвели на престол новую династию.
Читайте наши статьи на Дзен