Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-12-22 22:09:17
Тимур Сагдиев

Эмилия Плятер: как «польская валькирия» воевала против русских

Подобно Украине, Белоруссия с момента обретения независимости переживает кризис идентичности. Попытки отмежеваться от России на уровне истории приводят к тому, что «белорусскими героями» объявляются люди, не имевшие к Белоруссии почти никакого отношения. Одна из них – польская графиня Эмилия Плятер, участница вооружённой борьбы против русских в 1830-31 годах.

Польская «амазонка»

Эмилия Плятер родилась в древней польской аристократической семье, чьи предки имели швейцарские и немецкие корни. Богатые поместья Плятеров были раскиданы по Витебской и Виленской губерниям. Эмилия была хорошо образована, начитана, на досуге занималась этнографическими изысканиями – собирала польские, белорусские и украинские песни.

Осенью 1830 года, когда варшавская шляхта подняла бунт с целью восстановления Речи Посполитой, один из членов семейства Плятеров стал министром в повстанческом правительстве. В провинции же Плятеры активно помогали повстанческому комитету Дисненского уезда. Не осталась в стороне и 24-летняя Эмилия. Сформировав за личный счёт уланский полк (по другим данным, не более, чем отряд), девушка сама его возглавила, облачившись в мужской полковничий мундир. О роли «Жанны д’Арк» Эмилия мечтала с детских лет, ради чего училась фехтованию и стрельбе. О том, что для неё это отчасти была игра, можно судить по тому, что она позволила окружению посвятить себя «в рыцари» по древним обычаям. Однако пример красавицы-«амазонки», оседлавшей коня «ради свободы родины», оказался заразителен – к восстанию примкнуло немало девушек.

Под командованием Эмилии и её двоюродного брата, Цезаря Плятера, повстанцы одерживали локальные победы над русскими войсками. Например, они разбили царских солдат в населённых пунктах Даугели, Утяны, Езеросы, Вилькомир. Эмилия совершала длительные переходы, во время которых к отряду стягивались всё новые и новые партизаны. Когда «войско» Плятеров соединилась с основными силами повстанцев, храбрость Эмилии оценил генерал Хлоповский, присвоивший девушке официальный чин капитана и сделавший её почетным командиром 1-й роты 25-го линейного полка. В то же время, Эмилия подверглась насмешкам за то, что не удержалась от интимных отношений со своими подчинёнными, среди которых были знатнейшие представители шляхты Виленской губернии. Душевные потрясения и физические невзгоды оказались слишком тяжелы для изнеженной натуры аристократки. По пути в Варшаву, куда Эмилия отправилась для продолжения борьбы после поражений в Литве, её постигла тяжелая болезнь сердца. 23 декабря 1831 года «польская валькирия» скончалась. Имения семьи государственной преступницы власти Российской империи конфисковали. Отметим, что три десятка других женщин, участвовавших в восстании, ждало иное «наказание» — их против воли постригли в монашки.

Слава Эмилии Плятер

О храбрости Эмилии Плятер рассказывали по всей Европе. Поэт Адам Мицкевич прославил «литвинку» в балладе «Смерть полковника». В годы Великой Отечественной войны именем Эмилии Плятер был назван женский батальон численностью 900 человек, входивший в состав польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко, сформированной в СССР. Сегодня предводительница повстанцев почитается сразу в нескольких странах. В 2015 году по государственному телевидению Белоруссии был показан документальный фильм под характерным названием «Белорусская Жанна д’Арк. Муза обречённых». Между тем, «белорусского» в Эмилии Плятер было немного – разве что склонность подражать в стихах местному фольклору и танцевать «Лепетуху».

Отметим, что тенденция прославления в Белоруссии героев польских восстаний, например, Кастуся Калиновского, проявилась ещё в советское время. В повстанцах видели «прогрессивных деятелей», боровшихся с царским режимом. Однако, по мнению критиков, возвеличивание поляков свидетельствует о хронической нехватке собственно белорусских исторических деятелей. Впрочем, им неоткуда было взяться в исторических условиях, когда по-белорусски разговаривали только крепостные крестьяне, а весь высший слой общества был если не польским, то ополяченным.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: