Верхоленск
Россия славится своей провинцией. В малых городах и селах жизнь течет по своим законам, в своем времени и пространстве. Если такой город или село стоит недалеко от Москвы и Питера, у него еще есть шанс быть замеченным туристами, а, возможно, даже поправить с их помощью свой бюджет. Но как живется в городе за несколько тысяч километров от столиц? И есть ли надежда найти пристанище своей душе в таком месте?
Иркутская область — одна из областей России, за которой в царские времена закрепилась слава «ссыльной». Кроме Иркутска, ставшего позже центром всей губернии, где оставалось большинство освободившихся политических ссыльных, было в области немало мест, история которых также неразрывно связана с политической каторгой. Одно из таких мест «кандальной Сибири» — Верхоленск, небольшое село в Иркутской области на берегу Лены.
Ссылка
По дороге в маленький город на берегу великой российской реки не покидает ощущение, что сам едешь в ссылку. Даже сейчас дорога на поезде из Москвы до Иркутска занимает более трех суток, потом еще две сотни километров по узкой дороге на автомобиле. Каково было проходить эти расстояния пешком!..
Начинался Верхоленск с казачьего острога, возведенного изначально на землях бурят, а потом превращенного в пункт сбора ясака. Примечательно также то, что именно здесь когда-то началось судоходство по реке Лене.
Село Верхоленск богато историей на известные фамилии. И. В. Бабушкин, Н. Г. Чернышевский, Н. П. Репин — в разные годы, и каждому не по своей воле, довелось им быть здесь на ленских берегах. История политической ссылки не закончилась и с наступлением ХХ века: Ф. Э. Дзержинский, Г. К. Орджоникидзе, Л. Троцкий были сосланы или проследовали через Верхоленск в ссылку. На центральной улице села и по сей день стоит дом, в котором по разным данным жил Троцкий.
Ныне в Верхоленске числится около 600 человек, и всего лишь около четырехсот в действительности живут, да и то четверть из них — школьники. Как и сотни лет назад, люди сеют хлеб, пасут скот и занимаются охотой. Молодое поколение, уже закончившее школу, покидает село и отправляется в большие города.
Современный Верхоленск состоит из сотни-другой деревянных домов. Со времен ссылки в селе осталось полуразвалившееся здание пересыльной тюрьмы и дом, служивший арестантам столовой. Остальные здания в Верхоленске хоть, подчас, и довольно старые, но, все же, построены в ХХ веке. Наряду с обжитыми немало и брошенных изб.
Несмотря на XXI век на дворе, все дома и даже котельная, обогревающая школу, топятся дровами. Предпочитают лиственницу — она дает долговременное тепло почти без копоти. Ни газа, ни даже угля здесь нет.
Над Леной высятся купола храма. Собор Воскресения Христова был возведен в Верхоленске в 1907-м году, и чудом уцелел от разрушения, пережив и революцию, и советское время, и перестройку. После окончания Великой Отечественной Войны в нем даже были возобновлены богослужения, однако вскоре в помещении храма был открыт клуб. Возвращен Русской Православной Церкви он был всего лишь несколько лет назад.
Долгий путь в Храм
Оказаться среди степей и гор, в диком краю за тысячи верст от прогрессивной жизни, наверное, было одним из самых тяжелых испытаний для людей, стремившихся участвовать в жизни страны. Тем сложнее представить, чтобы человек покинул крупный город и сам переселился в глухое село. Но именно с таким мне довелось познакомиться в Верхоленске сейчас, в век технологий и социальных сетей.
Удивительны бывают судьбы священников. Мало кто догадывается, что у некоторых из них за спиной не духовная семинария, а долгий путь исканий, мытарств и скитаний по городам и весям.
Настоятель храма в Верхоленске прибыл сюда… из Казани. Но и этот путь не был простым и прямым. С женой своей они сначала переехали в Бурятию, где из города несколько лет приходилось ездить служить в одно село за двести километров. Батюшка признается, что на его счету… «два с половиной экватора на попутках!» Лишь спустя еще несколько лет они переселились в Верхоленск.
Сейчас у Батюшки с Матушкой девять детей, всей семьей они живут в деревне на другом берегу Лены. Матушка со старшей дочерью поют в хоре. Служить литургию в верхоленский храм семья священника приезжает на ветхой легковушке. Зимой по льду, летом по понтонному мосту. «А когда распутица и ледоход, бывало, на берег выйдем и молимся на храм на том берегу», — признается Матушка.
Осенью прошлого года всего за несколько месяцев священник с сыновьями срубили новую церковь в своей деревне на том берегу Лены. Теперь часть служб проходит в ней, а часть в Верхоленске. Вместе с ними на том берегу живут всего лишь семь семей.
Храм в самом Верхоленске тоже, по большей части, отреставрирован силами семьи священнослужителя. Всего несколько лет назад величественное здание начала ХХ века стояло в полном запустении.
Во время службы, на которую мне довелось попасть, будучи в Верхоленске, в помещении церкви было всего четыре человека. Нередко литургия проходит и вовсе при полном отсутствии прихожан. И если в больших городах в церквях сейчас можно встретить все больше молодежи, то на селе чаще всего лишь пожилые бабушки стоят перед алтарем. Их выросшие дети выбирают все те же большие города, но обычно совсем не за тем, чтобы ходить там в церковь. Вот так и получается, что путь к храму у каждого свой. Но там ли они его ищут?..
Денис Ветлужский
Читайте наши статьи на Дзен