Кто на самом деле был владельцем Российско-Американской компании
Среди любителей истории распространено мнение, что осваивавшая земли Русской Америки Российско-Американская компания (РАК) была практически государственной. Но так ли это? И каким образом частная купеческая компания, главной целью которой было, естественно, обогащение ее владельцев, вдруг стала играть такую важную роль не только в хозяйственной деятельности, но и в политике? Например, именно РАК заключила сепаратный пакт о нейтралитете на американских землях со знаменитой английской Гудзоновской компанией.
Предшественники РАК
Как указывает в работе «Якутия в истории русской Америки» исследователь Георгий Иванович Спиридонов, в начале 1780-х годов на Аляске и островах, промышляли пять купеческих компаний, потеснившие мелких промысловиков. Это были компания камчатского купца Луки Алина, тульского торговца Ивана Орехова, компания купца из Тотьмы Григория Панова, компания иркутян купцов Кисилевых и крупнейшая компания якутского купца Лебедева-Ласточкина. Его работники были самыми отчаянным первопроходцами, захватившими угодья на аляскинском полуострове Кенай.
В 1783 году в Русской Америке появился исследователь Григорий Иванович Шелихов, который снарядил для экспедиции к новым землям три корабля. В этом же году он совместно с иркутским купцом Иваном Илларионовичем Голиковым основал торговую Северо-Восточную компанию, которая должна были заниматься пушным промыслом на Алеутских островах и на Аляске.
Для ведения дел Шелихов основал поселение в бухте Терхсвятительской на Кадьяке. Его планы шли далеко: уже в 1788 году Комиссия о коммерции ходатайствовала перед императрицей Екатериной Великой о предоставлении Шелихову монополии на 20 лет на вновь открытых землях. Но из-за военного конфликта на острове Кадъяк, во время которого люди Шелихова убили больше 500 эскимосов, императрица отказала ему. Как указано в «Истории Русской Америки» (редакция академика Николая Николаевича Болховитинова), узнав о подробностях резни Екатерина монополию не дала и грозно ответила, что Шелихов, очевидно, всех подкупил и «буде таким же образом открытия свои продолжать станет, то привезут его скованным».
Создание РАК
Вскоре между компаниями Лебедева и Шелихова началась жестокая конкуренция, результатом которой стало появление в 1797 году Соединенной Американской компании: она объединила несколько предприятий, которыми к этому времени владели наследники Шелихова и Голиков. В нее вошли Ахинская компания, Иркутская компания купца Мыльникова, Американская Северо-Восточная и Американская Северная.
Не стоит думать, что все это происходило естественным путем. На пути объединения компаний были и интриги, и обманутые дольщики. Например, еще при жизни Шелихова, его компаньон, Голиков, посчитал себя обманутым при разделении паев и позже добивался справедливости, дойдя до императора Павла, но так ее и не добился. А супруга Шелихова, Наталья Алексеевна, унаследовав компанию, продолжила дело и была в расчетах с подчиненными и компаньонами так же люта и бескомпромиссна.
Многое для слияния компаний сделал зять Шелихова и совладелец Николай Петрович Резанов – камергер, дипломат и путешественник.
После кончины Екатерины II, Резанов снова поднял вопрос о предоставлении компании монополии. На этот раз император Павел I отнесся к предложению благосклонно. В 1799 году он подписал указ об основании на землях шелиховской компании объединенной Российско-Американской компании, главой которой был назначен Резанов, а пайщиком стал сам император и члены его семьи.
Представительство компании в 1801 году было перенесено из Иркутска в Санкт-Петербург на Мойку в дом 72.
Резанов был главой РАК недолго, после смерти Павла его перевели на другую должность.
Уникальность РАК заключалась в том, что это акционерное общество было создано с уставом колониальных компаний Франции, но при этом сочетало функции частного капитала с функциями госуправления, которые были ему делегированы императором. В России уже были подобные компании – Среднеазиатская, Персидская и Темерниковская.
Государство дало РАК монополию, но при этом контролировало капитал, сдерживало инициативу и бюрократизировало все процессы. Из-за этого компания теряла гибкость, быстроту принятия решений и проигрывала в конкурентной борьбе иностранным компаниям. Императорская семья имела право на получение большей части сверхприбылей, а государство получало налоги.
Кроме Резанова серьезную роль в работе РАК играли: иркутский купец первой гильдии Николай Прокофьевич Мыльников с сыновьями, вдова Шелихова, Наталья Алексеевна, второй зять Шелихова, купец Михаил Матвеевич Булдаков, и купец Голиков. В 1802 году первым правителем Русской Америки стал купец Александр Андреевич Баранов, который в 1790 году был главой самой крупной компании Шелихова. Баранов был купцом, но при этом еще и чиновником – ему присвоили чин коллежского советника и право на потомственное дворянство.
Все последующие главы колониальной администрации были морскими офицерами. С 1818 года главную роль в компании стали играть акционеры – столичные чиновники, военные, сановники, которые активно влияли на решения принимаемые собранием акционеров. Для решения политических вопросов в 1804 году был образован Специальный комитет, состоявший из трех крупных акционеров. Позже он был преобразован в Совет. Его членами стали: морской министр Российской империи Николай Семенович Мордвинов, зам. министра внутренних дел граф Павел Александрович Строганов и чиновник МИД Иван Андреевич Вейдемейер.
Согласно официальной статье в Президентской библиотеке с 1802 года акционерами РАК стали император Александр I и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Основные дела компании велись в Новоархангельске (остров Ситка).
Данные Fort Ross State Historic Park говорят о том, что в 1806 году император Александр I утвердил флаг РАК, который имел три полосы: красную, синюю и верхнюю – белую. На белой полосе был изображен двуглавый орел с красным щитом, на котором был изображен Св. Георгий. В лапах орел держал ленту с надписью «Россійской Американской Компаніи». Этот флаг развевался на мачтах российских кораблей и над крепостями Русской Америки вплоть до 1868 года. После продажи Аляски, компания была ликвидирована.
По сути, она стала уникальным конгломератом, объединившим в себе функции государственного управления и частной торговли, предвосхитив будущие гигантские корпорации XXI века.
Читайте наши статьи на Дзен