Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-12-13 07:09:10
Майя Новик

С какими святыми общались Пушкин, Гоголь и Достоевский

XIX век стал для русской творческой интеллигенции веком отхождения от Бога. Из Европы в Россию проникали идеи либерализма и демократии, деизм и протестантский подход к организации жизни, в которой Богу отводилось весьма малое место. Уже в гимназии или в университете молодые люди отвергали Христа, увлекаясь учением Дарвина и западной философией. И лишь с годами, приобретя существенный жизненный опыт, самые чуткие из них снова обращались к вере, находя в ней утешение для страдающей души и источник вдохновения для творчества.

Пушкин и Святой Филарет

За творчеством поэта Александра Сергеевича Пушкина пристально следил святой русской православной церкви Московский митрополит Филарет Дроздов. В первый раз он увидел талантливого 16-летнего юношу на экзаменах в 1815 году в Царскосельском лицее, где лицеисты сдавали Закон Божий. Филарет находился тогда на должности ректора Духовной академии Санкт-Петербурга. В качестве почетного гостя побывал он и на экзамене по российской словесности, где лицеисты читали свои стихи. Как пишет писатель Александр Сёгень в статье «Святитель Филарет и Пушкин», Филарет с некоторым недоумением выслушал пушкинское «Воспоминание о Царском селе», которое изобиловало языческими «наядами», «апполонами» и «перунами», однако взял талантливого поэта на заметку. Самому Филарету было тогда 33 года.

Он происходил из потомственного духовенства, окончил школу при Свято-Троицкой Лавре. И поскольку имел склонность к стихосложению, был назначен «учителем поэзии». В 1808 году принял постриг, стал иеромонахом, но жить в Лавре ему было не суждено. Как талантливого учителя, его отправили в семинарию в Петербург, где он дослужился до ректора. Он первым из преподавателей стал читать лекции на русском языке и переводил на русский Библию. В 1819 году Филарет был произведен в епископы и вошел в состав Священного Синода, а в 1826 году был избран митрополитом.

С Пушкиным Филарет столкнулся еще раз лишь однажды, и это была поэтическая дуэль. Взяться за перо митрополита заставило произведение Пушкина, созданное им в 1828 году в день своего рождения. В нем впавший в уныние поэт сетовал на тщетность жизни. Опубликовано оно было спустя два года в альманахе «Северные цветы» и прочитано в присутствии Филарета у графа Сергея Михайловича Голицына: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?..» Митрополит был удивлен, что уроки богословия прошли даром, и отправил поэту стихотворение собственного сочинения, в котором уверял, что жизнь дается человеку Богом не просто так, и что он сам, своею волею наполняет ее мраком и ядом греха.

Произведение было передано Пушкину и нашло в нем глубокий отклик. В его жизни уже произошли изменения: он готовился к свадьбе и был счастлив. 19 января 1830 года он написал митрополиту ответ, в котором сравнивал его строки с «благоуханным елеем». Стих заканчивался строками «Твоим огнем душа согрета, отвергла мрак земных сует, и внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт».

Больше они не общались, но именно Филарет настоял на том, чтобы Пушкин венчался в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот, и именно благодаря его заступничеству поэт был похоронен как христианин. Убитые на дуэли в те годы приравнивались к самоубийцам, но Пушкина отпели в храме Спаса Нерукотворного Образа.

Гоголь и Святой Макарий Оптинский

Николай Васильевич Гоголь был человеком верующим и впечатлительным. С возрастом он стал жалеть о том, что в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал о языческой нечисти. Писатель предчувствовал, что в будущем рассказы будут прельщать молодых людей своей псевдоромантикой и отвлекут их от Бога.

Утешение он находил в поездках в Оптину пустынь, где подолгу жил и общался с монахами. Известно, что однажды он удостоился аудиенции у старца Макария Оптинского. Беседа прошла с глазу на глаз, и её содержание осталось тайной. Писатель граф Алексей Константинович Толстой вспоминал, что Гоголь долго находился под впечатлением от встречи и характеризовал святого как единственного известного ему человека, способного привести к спасению души.

Преподобный Макарий родился в 1788 году в дворянской семье, должен был делать светскую карьеру, но в 22 года поехал на богомолье в Богородицкую пустынь под Брянском, да так и остался в ней. В 1834 году перешел в монастырь Оптина пустынь, где под его руководством возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы. С ним общались не только Гоголь и Толстой, у него духовно окормлялись критик Иван Васильевич Кириевский и поэт Алексей Степанович Хомяков.

Литературоведы считают, что отец Макарий и Гоголь вели речь о «Выбранных местах из переписки с друзьями»: книга хранилась в библиотеке обители, и, кстати, в нее был вложен листок с переписанным от руки отцом Макарием отзывом о произведении, который принадлежал еще одному русскому святому — Игнатию Брянчанинову.

Оптинский старец прп. Варсонофий с своем «Духовном наследии» также писал о великом переломе, который произошел в душе Гоголя после разговора с о. Макарием. По словам старца, Гоголь «без оглядки повернул ко Христу и устремился к Горнему Иерусалиму».

Достоевский и Амвросий Оптинский

К утешению у оптинских старцев прибегал и писатель Федор Михайлович Достоевский, после того как в 1878 году умер его трехлетний сын Алексей. Достоевский сильно горевал о сыне, был буквально раздавлен его кончиной. Посещение монастыря дало ему силы жить дальше.

В Оптиной пустыне он встретился с преподобным Амвросием Оптинским и поведал о своем горе. Как вспоминала супруга писателя Анна Григорьевна, в ответ старец просил передать ей поклон и сказать, что сын ее, Алешенька, ныне пребывает в ангельском чине пред престолом Бога-творца, видит её и радуется её слезам и скорби. Говорил не сдерживать слез и молиться за сына. Слова святого писатель почти в точности воспроизвел в романе «Братья Карамазовы» в главе «Верующие бабы», в которой старец Зосима утешал опечаленную женщину, потерявшую сына. Известно, что вышел от старца Достоевский в полном раскаянии. Всего он беседовал со святым трижды.

С преподобным Амвросием встречались критик и публицист Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) и философ и писатель Василий Васильевич Розанов.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: