«Хроника герцогов нормандских» – французский средневековый источник о народах России
В настоящий момент нам известно достаточно ограниченное количество зарубежных источников по истории Руси периода раннего или классического средневековья (V – конец XIV века). Большая часть из них – это сочинения таких восточных географов как Ахмад ибн Фадлан, ибн Хаукаль, ибн Руст, Абу-л-Фида, Гардизи, ибн Хордадбех и других. Некоторые из них лично побывали в странах, расположенных неподалеку от Руси. Остальные узнали о ней из работ других географов и историков того периода: дело в том, что Русь находилась на пересечении путей «из варяг в греки», а также из восточных стран (прежде всего, Хазарского каганата) на запад. Отсюда и интерес к Руси и ее обитателям именно у восточных авторов. В этом контексте для нас тем более интересны те немногие европейские источники, сообщающие ценные сведения о нашей стране и ее народах. Одним из малоизвестных, но крайне интересных европейских источников этого периода является «Хроника герцогов нормандских» Бенуа де Сент-Мора (XII век).
«Хроника герцогов нормандских» и ее автор
Об авторе этого ценного сочинения мы знаем крайне мало. Жил он в XII веке и умер, по некоторым предположениям, в 1173 году. На основании детального анализа текстов его поэм исследователи пришли к выводу, что Бенуа де Сент-Мор был уроженцем области Турень в южной Франции. По всей видимости, он был поэтом и придворным историографом английского короля Генриха II Плантагенета, в чьи владения входила также и эта область. Предполагается, что семья поэта в течении длительного времени проживала в Англии. Помимо «Хроники герцогов Нормандских», завершенной около 1175 года, он также написал монументальный поэтический «Роман о Трое» и поэму из цикла о короле Артуре «Роман об Энее» («Roman d’Eneas»). Писал поэт на старофранцузском языке. «Хроника герцогов Нормандских» – это один из самых ранних трудов английских и французских авторов, в котором упоминается Русь и ее окрестности. Сам поэт, по-видимому, никогда не посещал земли, расположенные восточнее Франции. Одним из источников информации Бенуа де Сент-Мора о Восточной Европе являются «Этимологии» Исидора Севильского (VII век); остальные источники неизвестны.
Сведения о скифах, готах и аланах
В самом начале своего труда Бенуа де Сент-Мор пишет: «Мне нужно немного рассказать / Как расположена Европа / Отделенная от других частей света». Первой областью, о которой он начинает повествовать, является «нижняя Сис» (Sice la basse appelé). По произношению и написанию, название этой области напоминает топоним Скифия (Scythia), о которой он мог прочесть у Исидора Севильского. Поэт говорит о том, что страна «нижняя Сис» (т.е. Скифия) расположена «у Меотийских озер / Которые полны великих чудес». В данном случае автор полностью прав: Меотийским озером, Меотийским болотом или просто Меотидой в античности называли Азовское море и его окрестности, в которых действительно некогда проживали скифы, а также сарматы, аланы и другие кочевые народы иранского происхождения. Бенуа де Сент-Мор локализует Сис-Скифию как страну, расположенную между Азовским морем, северным океаном и Дунаем. Проживающих «близ болот и озер» ситов (т.е. скифов) поэт именует «вольным народом». По всей видимости, там же, рядом с ситами, проживают готы – «очень выносливое племя». Далее он подробно говорит об алэнах (т.е. аланах), предках современных осетин:
Не знающие ни вина, ни хлеба.
Молоком, маслом и рыбой
Питаются они и дичью,
Которой они добывают много и без особого труда.
Как мы видим, сведения о действительно проживавших в XII веке в окрестностях Азовского моря аланах значительно более подробны, нежели мифологические представления де Сент-Мора о давно переставших существовать скифах. Далее поэт переходит к описанию уже собственно Руси.
Сведения о Руси
Де Сент-Мор пишет об острове Кансѝ (Cancie), правильное название которого, по мнению поэта – Росѝ (Rosie), т.е. Русь. Этот регион де Сент-Мор локализует довольно верно. По его мнению, с запада он ограничен Истром (Дунаем), с севера – Океаном, с востока – землями алан. Представление о Руси как о некоем острове (островах) отражено также и в арабских источниках той эпохи. К примеру, Ибн Саид писал: «В этом [Русском, т.е. Черном] море есть острова, населенные русами…» Об островах, якобы заселенных русами и находящихся в Черном и Азовском морях, сообщают также и другие арабские авторы XI-XIV веков.
Далее поэт подробно описывает обитателей этого региона:
И вот так же, как пчелы
Из разных ульев,
Вылетают они огромными, могучими роями,
Где они исчисляются тысячами,
Или словно пришедшие в ярость,
Бросаются они в бой, выхватив мечи,
Мгновенно воспламененные гневом,
И так все вместе, и более того —
Этот народ может выходить,
Чтобы нападать на большие королевства
И совершать великие побоища,
[Захватывать] великую добычу и [одерживать] победы.
Итак, как мы видим, обитатели Руси предстают со строк «Хроники» как многочисленный и воинственный народ, способный на значительные ратные подвиги. В известной степени, это описание напоминает сведения арабских географов ал-Масуди и ал-Идриси, писавших о частых набегах русов с территории Черного и Азовского морей на Византию и Прикаспий. На наш взгляд, поэтические строки де Сент-Мора касались как проживавших на Руси славян, так и варягов.
Общий образ Руси в «Хронике герцогов нормандских»
Итак, по мнению поэта, Русь (Русѝ) – это остров, находящийся где-то в Европе, между северным Океаном, Дунаем и Азовским морем. Его обитатели – похожие на огромные рои пчел, вооруженные мечами, яростные воители, не страшащиеся нападать на большие государства и одерживать над ними победы. По соседству с этой областью проживают аланы, ситы (скифы), готы и народы Эсклавонѝ, т.е. западные славяне. В районе Меотийских озер (т.е. современного Азовского моря) расположена область, где много страшных и, вместе с тем, великих, чудес. Как мы видим, с одной стороны, это несколько мифологизированное изображение: скифов ко времени создания «Хроники» уже не существовало, а Русь находилась на континенте, а не на острове. Кроме того, готы и аланы к XII веку уже значительно утратили свою роль, уступив главенство в Северном Причерноморье Византии. О Византии в этом контексте поэт не упоминает вообще.
С другой стороны, образ, созданный Бенуа де Сент-Мором, достаточно верен и отражает представления о Руси других авторов той эпохи: об островах, заселенных русами, писали многие другие источники; вполне возможно, что здесь отражены представления о русском Тмутараканском княжестве X – XII веков, расположенном на Таманском полуострове (как известно, в средневековой географии многие полуострова ошибочно назывались «островами»). Русские воины того периода были действительно известны своими мечами (по-французски glaive): можно вспомнить известный сюжет «Повести временных лет» о дани, которую поляне платили хазарам обоюдоострыми мечами. Кроме того, средневековые русы действительно отличались воинственностью и неоднократно и успешно ходили походами на Византию, Хазарию и Прикаспий.
Таким образом, на наш взгляд, не стоит относиться к этому источнику слишком критично: несмотря на некоторую мифологичность, многие сведения Бенуа де Сент-Мора представляются вполне реалистичными и отражающими представления европейцев и восточных авторов той эпохи о нашей стране и ее обитателях.
Читайте наши статьи на Дзен