Какими были донские казаки в XVII веке
В начале XVII века донские казаки существенно отличались своим внешним видом, одеждой и привычками от современных жителей станиц Ростовской области и прилегающих к ней территорий. Затем на вольный юг хлынул поток русских крестьян, не желавших мириться с положением крепостных. И хотя характер донской вольницы остался неизменным, общее количество переселенцев все же существенно изменило первоначальный облик типичного казака.
Версии происхождения
Среди ученых нет единого мнения относительно этногенеза казаков. Их предполагаемыми предками в разное время историки и этнографы называли скифов, черных клобуков, половцев, новгородских разбойников-ушкуйников, бродников, хазар, касогов и представителей других народов. В основном, в научном мире бытуют две версии о происхождении этих воинственных людей: преимущественно славянская или тюркская.
Но во второй половине XVII века началось массовое переселение подданных московского царя в донские степи. Кандидат исторических наук Александр Сопов посвятил этой теме статью «Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества», которая была опубликована в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета (No 1 за 2006 год).
«Усиление военно-политических, экономических и культурных контактов с Россией в XVII в., с одной стороны, оформление системы крепостного права в метрополии, с другой, вызывали активный приток славянорусского населения в ходе дальнейшей колонизации Юга и территории Дикого Поля. Кроме того, церковная реформа патриарха Никона послужила причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев поповского толка», – считает А.В. Сопов.
Голутвенными казаками называли наиболее многочисленную и наименее привилегированную часть донского казачества. Эти люди – вчерашние крепостные – селились, в основном, в верховьях Дона, поэтому их еще именуют «верховскими». По своему внешнему облику, обычаям и традиционной одежде они заметно отличаются от казаков низовских, старых или домовитых.
Внешний вид
Евграф Савельев в вышеупомянутой работе отметил, что древнее казачество сильно отличалось своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.
«То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду», – написал Е.П. Савельев.
Он разделил жителей донских станиц на четыре основных типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.
Вторым по численности и также характерным для «домовитых» или «старых» станичников Е.П. Савельев называет тип коренных жителей Приазовья, которые тоже приняли участие в этногенезе донских казаков. Исследователь называет их азовцами. Это сухощавые, легкие и подвижные брюнеты с карими глазами и азиатским цветом кожи. У них тонкие лица с орлиными или изящными прямыми носами, слегка выпуклые лбы и маленькие подбородки.
Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.
Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «… можно встретить лица с чисто южным профилем».
Историк отметил и разницу в темпераменте между верховскими и низовскими казаками. Если первые выделяются своей скромностью, спокойствием, степенностью и строгостью, то вторые – люди, как правило, веселые, горячие, слегка ветреные и вспыльчивые.
Впрочем, среди жителей Дона встречаются самые разные типажи. Некоторые казаки внешне ничем не отличаются от татар или калмыков, или представителей горских народов. Сказывается смешение кровей.
Традиционная одежда
Поскольку традиционная одежда верховских казаков мало отличается от национального южнорусского костюма, описывать ее нет никакой необходимости. Тем более что предки этих людей переселились на юг позднее. В начале XVII века коренные жители донских станиц одевались так, как низовские казаки.
Доктор исторических наук Александр Скорик в своей книге «Казачий Дон. Очерки истории. Часть II» (Ростов-на-Дону, 1995 год издания) отметил, что и западноевропейские, и русские путешественники 400 лет назад удивлялись необычности, яркости казацкого национального костюма, представлявшего собой причудливую смесь различных элементов.
«Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс», – написал А.П. Скорик. Зимой этот наряд дополняла лисья или соболья шуба.
Разумеется, походная одежда воина отличалась простотой и практичностью. Совсем другое дело – парадный или праздничный костюм. Тут донские щеголи позволяли себе нарядиться броско и даже вычурно.
Известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) в книге «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях: Исторический очерк» так описал внешний вид воинов: «… один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой – в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий – в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне».
Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.
Что касается традиционной женской одежды, то она во многом совпадала с национальным турецким костюмом. 400 лет назад донские казачки носили атласные штаны и длинные рубахи, украшенные вышивкой. Поверх такого белья они одевали кубелек – вид одежды, похожий на татарский камзол. Его часто шили из парчи или шелка, дополняя золотыми или серебряными пуговицами. Выходя из дома, женщина надевала каврак (подобие кафтана) с бархатным поясом, сафьяновые сапожки и туфли, а зимой – теплую шубу из ценного меха. Свои собольи шапки казачки любили украшать жемчугом и другими драгоценными камнями.
Что и говорить, на Руси ни крепостные, ни бояре никогда так не наряжались.
Читайте наши статьи на Дзен