Как русские в 1091 году спасли Константинополь от турок
В 1071 году Византийская империя потерпела сокрушительное поражение от турок-сельджуков у Манцикерта. Вслед за этим сельджуки начали захватывать одну за другой азиатские провинции империи.
Положение Византии было отчаянным. Турки оккупировали Малую Азию и заключили союз с печенегами, которые опустошали балканские владения империи. Надежда у Константинополя была только на внешнюю помощь.
Прелюдия к крестовым походам
События 1089-1091 гг., когда сельджуки непосредственно угрожали Константинополю, привели к крестовым походам западноевропейских рыцарей. Поводом к ним послужило воззвание византийского императора Алексея I Комнина ко всем христианским монархам. «Святейшая империя христиан греческих сильно утесняется печенегами и турками, – писал базилевс. – Именем Бога умоляем вас, спешите на помощь мне и греческим христианам. Мы отдаёмся в ваши руки: мы предпочитаем быть под властью ваших латинян, чем под игом язычников».
Призыв византийского императора не оставил католических феодалов равнодушными. Он породил мощное движение за «освобождение Гроба Господня» от мусульман. Правда, это движение раскачивалось долго. К тому моменту, когда короли и рыцари сумели выступить в Первый крестовый поход (1096 г.), выяснилось, что Византийская империя уже не очень-то сильно нуждается в помощи.
А случилось за это время вот что.
Русско-половецкие отношения
Византийские дипломаты возлагали надежды не только на западную помощь. Они искали поддержку и ближе. Используя давнюю вражду между степными народами, они натравили половцев на печенегов. Кроме того, как считал историк-византинист Фёдор Успенский, византийский император обратился и к русским князьям.
Русско-половецкие отношения представляли собой обычные отношения между близкими соседями, то есть их войны перемежались тесным союзничеством. Несмотря на частые набеги половцев на Русь, русские князья часто объединялись с половецкими отрядами против своих соперников-князей, а также заключали династические браки с половецкими ханами. В рассматриваемое время (1094 г.) на дочери половецкого хана Тугоркана, наречённой в крещении Еленой, женился великий князь киевский Святополк Изяславич. Это был первый известный по историческим источникам брачно-династический союз между русскими и половцами, но не исключено, что такие союзы имели место и раньше.
События, в которые вовлекались половцы, всегда касались Руси.
Князь Василько Ростиславич
В спасении Константинополя от турок и печенегов в 1091 году наше внимание привлекает прежде всего колоритная фигура злосчастного князя-авантюриста Василька Ростиславича. Больше всего он был известен в русской истории своей печальной судьбой. В 1097 году его коварно захватили в плен Святополк Изяславич и волынский князь Давыд Игоревич, по приказу последнего он был ослеплен. Правда, после того Василько прожил ещё 27 лет и сыграл немаловажную роль в политических событиях Руси.
А до этого злополучного случая Василько прославился многими своими военными кампаниями, проведенными совместно с половцами. Так, в 1092 году Василько ходил вместе с половцами против Польши. Его внешнеполитические амбиции распространялись весьма далеко. Он пытался стать Галицко-Волынским князем и установить свою власть до территории Дуная.
Близкие связи с половцами возникли, вероятно, ещё у отца Василька – тмутараканского князя Ростислава. О супруге Василька ничего не говорится в исторических источниках, но, возможно, что она была половчанкой.
Разгром печенегов
Летом 1090 года печенеги расположились на расстоянии дневного перехода от Константинополя. Столица империи была, по сути, в осаде. Малоазиатский берег был захвачен турками. Кроме того, турецкий пират Чаха, знакомый с греческим флотоводческим искусством, снарядил флот для действий против Константинополя на море, где империя раньше всегда была неуязвимой. Корабли Чахи усеяли воды Мраморного моря и прервали всякое сообщение столицы империи с внешним миром.
Весна 1091 года принесла империи облегчение. Византийский флот нанёс поражение Чахе, после чего этот предводитель поссорился с сельджукским султаном и был им убит. А 29 апреля 1091 года у села Левунион неподалёку от Константинополя союзное войско византийцев и половцев полностью разгромило печенегов.
После победы византийцы устроили геноцид побеждённых, истребив не только взятых в плен печенежских мужчин, но и многих захваченных в плен женщин и детей этого народа. Остатки печенежской орды были, однако, приняты на военную службу императором.
Основные спасители – половцы
Об участии русских дружин в половецком войске, пришедшем на помощь Константинополю, не упоминается прямо ни в одном историческом документе. Первым эту гипотезу высказал историк Василий Васильевский в работе «Византия и печенеги» (1872 г.). А Фёдор Успенский в книге «История крестовых походов» (1901 г.) писал: «40 тысяч половцев под предводительством Тугоркана и Боняка и отряд русского князя Василька Ростиславича содействовали тому, что печенеги были уничтожены».
Участие русских дружин в этом предприятии выглядит весьма вероятным, особенно учитывая тесные связи русских именно с названными половецкими ханами. Правда, в летописях Тугоркан и Боняк выступают как крайне отрицательные персонажи, но это обусловлено тем, что в своих войнах с русскими князьями они, как правило, побеждали. Они были искусными военачальниками.
Впрочем, роль половцев в спасении Византии от турок и печенегов в 1091 году в любом случае была более значительной, чем роль русских.
Следует добавить, что союз Тугоркана и Боняка с православной империей длился довольно долго. Так, в 1095 году по призыву императора эти половецкие ханы ещё раз выступили в поход, на сей раз — против турок в Малой Азии, но он закончился неудачей.
Читайте наши статьи на Дзен