«Красный шайтан»: каким был в жизни герой Верещагина из «Белого солнца пустыни»
На написание сценария к фильму «Белое солнце пустыни» драматургу Валентину Ежову отвели всего полтора месяца. Для поиска информации он отправился в Среднюю Азию, где в разговорах с ветеранами таможни возникло имя Михаила Дмитриевича Поспелова, которого местные контрабандисты и басмачи называли «Красным шайтаном». История пограничника заинтересовала Ежова, и Поспелов стал прототипом персонажа Верещагина, которого сыграл Павел Луспекаев.
Красный шайтан
Михаил Поспелов родился в 1884 году в Орле. С детства он отличался физической силой, выносливостью, тягой к лошадям и умению быстро налаживать контакт с людьми. Отучившись в Тифлисском военном училище, он в чине поручика вернулся в родной город, где служил в штабе и участвовал в соревнованиях по стрельбе, на которых получил шесть первых императорских наград. Молодой офицер постоянно писал прошения о переводе на более интересную службу и в 1913-м его отправляют в Туркестан на российско-персидскую границу.
Михаил Поспелов в звании штаб-ротмистра служит начальником пограничного отряда Закаспийской пограничной бригады в небольшом поселке Гермаб. Новой задачей офицера стало пресечение попыток провоза контрабанды, поимка бандитов, которые воровали туркменских девушек для невольничьих рынков Персии, борьба с агентами разведки Турции, Германии, Великобритании.
Под управлением Поспелова оказалось 100 верст российско-персидской границы с 4 конно-сторожевыми кордонами. Водный участок охранял миноносец «Часовой» и 4 пограничных катера. С первых дней службы новый командир стал налаживать контакты с местными жителями, уставшими от бандитских поборов. С их помощью он организовал агентурную сеть, которая предупреждала Поспелова о действиях криминала.
Зная планы нарушителей, разъезды пограничников больше не гонялись за контрабандистами и бандитами, а целенаправленно за ними охотились. Ротмистр Поспелов, отличавшийся огромной физической силой, быстро заслужил уважение, как подчиненных, так и бандитов, которые прозвали его «Красным шайтаном». «Шайтаном» — за храбрость и умение быстро появляться в разных местах, а «красным» — за рыжие волосы и густые усы. Сослуживцы Михаила Дмитриевича вспоминали, что в мирные часы он был спокойным человеком, который заботился о своих подчиненных и жителях пограничных сел.
Пограничник в осаде
После Октябрьской революции погранотряд развалился и Поспелов оказался единственным командиром 30-й Закаспийской бригады, оставшимся на посту. Рядовые разошлись по домам, а офицеры ушли на Кавказ и присоединились к белому движению. Свой дом в Гермабе с высокими стенами и окнами-бойницами пограничник превратил в настоящую крепость, в которой держал осаду вместе с переводчиком, женой Софьей, двумя дочками — Леной и Верой, которых научил стрелять.
Поспелов понимал, что контрабандисты и бандиты, пользуясь безвластием, попытаются свести с ним старые счеты. Дмитрий Иванович собрал дома все оружие погранотряда, среди которого оказались гранаты и пулеметы. На предложения бывших сослуживцев уходить в «Россию» пограничник отвечал: «Мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду». Все нападения на свой дом Поспелов успешно отбил и в 1919 году перешел к активным действиям.
Михаил Дмитриевич собрал отряд, в который вошли несколько русских и туркмены-крестьяне, уставшие от беспредела, творимого бандитами. Он вооружил добровольцев и вместе с ними организовал пограничный пост Гермаб. Со временем «Красный шайтан» взял под контроль всю линию гермабского отряда.
На службе СССР
После прихода в Среднюю Азию большевиков Поспелов вступает с ними в контакт и приказом Туркестанского фронта от 24 декабря 1919 года назначается командиром батальона пограничной службы с местом дислокации штаба в поселке Гермаб. Средств не хватало и для снабжения своих пограничников, Поспелов продавал собственное имущество, в том числе ковры, купленные еще в дореволюционный период. Весной 1921-го Михаил Дмитриевич руководил 1-м пограничным полком и отвечал за охрану всей советско-персидской границы.
Позже он был назначен начальником пограничной бригады. Новая власть решила использовать опыт бывшего офицера, при помощи которого в Ашхабаде организовали школу для подготовки начальников застав среднеазиатской границы. В 1925 году Поспелов вышел на пенсию и стал помогать Академии наук СССР в поисках залежей полезных ископаемых. «Красного шайтана» привлекали для борьбы с басмачами, а позднее он работал в пожарной части Ташкента. В 1962 году пограничник, не ушедший с рубежа Родины даже в самый критический момент, умер в Ташкенте.
Читайте наши статьи на Дзен