Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-01-26 18:41:23
Тимур Сагдиев

Монах Ефросин: почему его называют «древнерусским Леонардо да Винчи»

Эпоха Возрождения в Западной Европе – время гениев, которые вернули европейское искусство и философию на уровень Античности, а в чём-то и превзошли его. Но мало кто знает, что настоящие титаны культуры жили в XV веке и на Руси. Одним из них был монах Ефросин – книгописец из Кирилло-Белозерского монастыря. Дошедшие до нас рукописи инока поражают широтой кругозора и редким для той поры свободомыслием автора.

Жизнь

О биографии Ефросина Белозерского сведений практически не сохранилось. Предположительно, он был человеком одного поколения с великим князем Иваном III (родившимся в 1440 году). В Кирилло-Белозерском монастыре (ныне в Вологодской области) Ефросин был освобождён от тяжелых послушаний, получив возможность много времени уделять переписыванию книг.

Доктор филологических наук Александр Бобров выдвинул версию, что Ефросином мог быть не кто иной, как принявший монашество князь Иван Шемякин. Возможной причиной ухода князя из мира называется смерть жены и связанная с этим «личная драма». Несогласные со столь смелым отождествлением исследователи видят в белозерском иноке человека, когда-то служившего при дворе великого князя. Обе версии объясняют «привилегированное» положение Ефросина и тот факт, что ему разрешали проводить долгие часы в библиотеке.

Первая помета с именем Ефросина, которые он ставил почти всегда, датируется 1463 годом. В 1477 году монах оставил Кирилло-Белозерский монастырь, поехав «на игуменство» в другую обитель, но затем, очевидно, вернулся. Последняя страница, вышедшая из-под пера Ефросина, относится к 1500 году, после чего его имя в источниках больше не встречается. Одно время выдвигалась версия, что инок был насильственно устранён из монастыря за «вольнодумство». Однако в случае с постриженным князем такое вряд ли могло произойти.

Книжное наследие

Ефросин создал не меньше 10 энциклопедических сборников крайне разнообразного содержания. Предположительно, он переписывал книги для себя.

«Ефросиновские сборники – книги личной монашеской библиотеки, специально и с любовью подобранной», — отмечал профессор Яков Лурье в монографии «Русские современники Возрождения».

Ефросин переписал множество богослужебных книг. Однако в отличие от многих других иноков-переписчиков его интересовали не только церковные, но и сугубо мирские тексты – научные статьи и художественные произведения. Во времена Ефросина против распространения таких «неполезных» книг выступал видный богослов Иосиф Волоцкий. Несмотря на мнение церковных авторитетов, Ефросин собирал и переписывал даже такие тексты, которые не просто были сомнительны в плане благочестия, но и входили в индексы запрещённой литературы. В «энциклопедиях» Ефросина встречаются ветхозаветные апокрифы и даже гадательные книги. Ещё более «опасным» с точки зрения церковных властей могло быть увлечение инока «Словом о рахманах» (предположительно, от названия индийских брахманов), которое восхваляло «блаженное» житие фантастического народа.

Ефросин был тонким ценителем светской литературы. Он является самым ранним известным переписчиком «Сказания о Дракуле воеводе» — первой беллетристической прозаической повести Древней Руси, основанной на рассказах о валашском господаре Владе Цепеше. Текст «Сказания» даже сегодня может шокировать читателя натуралистическим описанием жестокостей Дракулы.

Неправильно считать переписчика человеком, который механически копировал тексты. Многие произведения Ефросин отредактировал – приписал заголовки, сократил или дополнил тексты в соответствии с собственным мировоззрением. Например, он заметно урезал «Задонщину», повествующую о событиях Куликовской битвы. А в «Слово о рахманах» Ефросин от себя добавил строки о том, что в волшебной стране нет «храмов», «риз», «вельмож» и «разбоя». Эти слова удивительны (особенно если принять предположение о княжеском происхождении инока) и показывают всю степень разочаровании книжника земной жизнью. Указанный фрагмент позволяет называть Ефросина автором первой древнерусской «социальной утопии».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: