Почему Максима Горького не принял ни один отель США
В Америке пролетарского писателя из России ожидал пышный прием. Вместе со своей спутницей, актрисой Марией Андреевой, Максим Горький поселился в отеле «Бельклер». Правда, надолго он там не загостился. Дело в том, что нью-йоркские журналисты раскопали на Горького компромат.
Пышный прием для Горького и «товарища феномен»
Как утверждает Бертран Рассел, автор книги «Брак и мораль», Максим Горький прибыл в США в апреле 1906 года по приглашению миллионера Генри Уилшера, который проявлял особый интерес к левым и социалистам. Однако за океан писатель решил отправиться не один, а в компании актрисы Московского Художественного театра Марии Желябужской, взявшей сценический псевдоним Андреева. С Желябужской Горький познакомился еще за 6 лет до путешествия в Америку. Тогда Мария Федоровна считалась не только самой красивой актрисой в стране: она всерьез увлекалась и революционными идеями. Благодаря чарам Андреевой Савва Морозов регулярно выделял деньги для партии. Недаром Ленин называл актрису «товарищ феномен».
Впрочем, Савву Морозова Мария Жебуляжская вскоре бросила, как и своего законного супруга. Если верить Владимиру Залесскому, автору издания «Учебник писательского успеха», в 1903 году Андреева стала не только гражданской женой Максима Горького, но и его помощницей. Поэтому неудивительно, что Алексей Максимович взял ее с собой в Америку. В США пару ожидал весьма пышный прием и торжественный обед, на котором присутствовали такие знаменитости как Марк Твен и Герберт Уэллс. Поселились Алексей Максимович и Мария Федоровна, которая фигурировала в американской прессе как «миссис Горький», в апартаментах Генри Уилшира в нью-йоркском отеле «Бельклер». Однако актриса и писатель там не задержались: через 4 дня их обоих выставили на улицу..
Сенсационная статья и травля писателя
Дело в том, что за несколько часов до этого газеты Нью-Йорка разразились сенсационной новостью. Как пишет Иван Курилла в своей книге об истории взаимоотношений между США и Россией «Заклятые друзья», на первой полосе издания World появилась заметка, иллюстрированная фотографиями Максима Горького, а также законной жены писателя, с которой он не был официально разведен, и Марии Андреевой. Последняя, по словам журналистов, состояла в законном браке с поручиком Андреем Желябужским. Мало того, репортеры раскопали, что актриса встречалась с Саввой Морозовым, который завещал ей полтора миллиона долларов. Несмотря на все перечисленные факты, Алексей Максимович и Мария Федоровна повсюду представлялись как супруги.
В общем Соединенные Штаты оказались гораздо более пуританской страной, чем Россия. Как утверждает Михаил Зыгарь, автор издания «Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917», Горький и Андреева вернулись в гостиницу «Бельклер» поздно ночью и о статье ничего не знали. Все вещи российских революционеров уже были свалены в вестибюле. Алексей Максимович и Мария Федоровна вынуждены были покинуть отель. Никого не интересовало, куда они пойдут. Да и травля писателя и актрисы не прекратилась. Напротив, кампанию по осуждению Горького и Андреевой подхватили и другие газеты: даже ежедневная The New York Times не осталась в стороне.[С-BLOCK]
Гостеприимные Мартины
Если верить Павлу Басинскому, автору книги «Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти», разразился такой скандал, что Максима Горького и Марию Андрееву не пустили ни в один отель Нью-Йорка. Гражданским супругам пришлось довольствоваться клубом молодых писателей, располагавшимся на 5-й авеню. Там Алексей Максимович и Мария Федоровна прожили около недели. Все это время на имя Горького не прекращали приходить письма возмущенных американцев, некоторые из которых угрожали писателю расправой. Но одно из писем оказалось вполне доброжелательным: Престония Мартин и ее муж Джон пригласили Горького и Андрееву на свою виллу. Так изгнанники наконец нашли подходящее пристанище.
Тем не менее Горький не пустил все на самотек: он отправил возмущенное письмо в Times. Литератор заявил, что не собирается давать никаких объяснений и предпочитает игнорировать любые сплетни. Но репутация борца за свободу возвратился к Максиму Горькому только после того, как из России в его адрес стали приходить обвинения в участии в московском восстании. Несмотря на это Алексей Максимович вместе с Марией Федоровной остались у Мартинов. Тем более, что они жили на вилле Престонии и Джона, располагавшейся неподалеку от Нью-Йорка, совсем недолго. Впоследствии и хозяева, и гости перебрались в уютное поместье на севере страны. Примечательно, что именно там Горький написал одно из главнейших патриотических произведений — роман «Мать».
Читайте наши статьи на Дзен