Фельдмаршал Паскевич: чем отличился самый титулованный русский военачальник
Высочайшее достижение в карьере, на которое может рассчитывать военнослужащий, – звание генералиссимуса. В Российской империи за 200 лет его удостоились лишь три человека, в т.ч. легендарный Александр Суворов. Однако по общей совокупности регалий самым титулованным русским военным можно назвать полузабытого полководца времён императора Николая I – генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича-Эриванского. Соответствовали ли реальные боевые заслуги светлейшего князя Варшавского количеству полученных им наград?
Начало службы
Чтобы не перечислять бесчисленные ордена, медали и титулы Ивана Паскевича, достаточно сказать, что он единственный в истории обладатель двух равновеликих орденов – Св. Владимира и Св. Георгия. Кроме того, Паскевич – один из четырёх полных кавалеров ордена Св. Георгия (Суворов этим похвастаться не мог). Ко всему прочему он также был почётным фельдмаршалом Австрии и Пруссии.
Воинская служба Паскевича, выходца из малороссийской помещичьей семьи, началась в 1800 году в Преображенском полку лейб-гвардии. 18-летний юноша был назначен флигель-адъютантом самого императора Павла I.
В 1806 году, когда турки объявили России войну, Паскевич находился при генерале Иване Михельсоне, главнокомандующем русскими войсками на Дунае. Впервые он отличился летом 1807 года под Измаилом: несмотря на сильнейший ливень, успешно управлял походными колоннами. «В ужасную ночь штабс-капитан Паскевич, один, среди открытой степи неприятельской поехал, отыскал колонны и направил их на настоящую дорогу», — рапортовал в Петербург Михельсон.
Через месяц, при штурме крепости Браилов, Паскевич получил первое ранение — в голову. Царь Александр Павлович высоко оценил подвиг офицера – ему была пожалована золотая шпага «За храбрость». Фактически с этой награды и началось восхождение Паскевича к вершинам военной карьеры.
Отечественная война 1812 года
Во время наполеоновского вторжения в Россию бывший флигель-адъютант был уже генерал-майором. 11 июля 1812 года 26-я пехотная дивизия, которой командовал Паскевич, встретилась с французами под Салтановкой. Генерал Алексей Ермолов так вспоминал об этой битве:
«Самый упорный бой происходил на левом крыле, где не мог неприятель остановить 26-ю пехотную дивизию, которую генерал майор Паскевич с неимоверною решительностью, неустрашимостью при всём удобстве местности, провёл через частый лес и угрожал уже конечности неприятельского фланга, но должен был уступить несоразмерным силам».
Полководец участвовал в обороне Москвы (в Бородинском сражении 26-я дивизия стойко защищала Курганную высоту). Под Паскевичем погибло несколько лошадей, но сам он не пострадал.
«Второй человек после императора»
Зенит славы Паскевича пришёлся на правление императора Николая I, при котором он, по оценкам историков, занимал «высочайшее положение» среди подданных. В 1826-1828 годах Паскевич командовал боевыми действиями против персов в Закавказье, в частности, разбил армию шахского наследника Аббас-Мирзы под Елизаветполем (за что ему вручили очередную золотую шпагу). За взятие Эривани военачальник был награждён орденом Св. Георгия 2-й степени. А в 1828 году Ивану Паскевичу выплатили крупнейшую денежную награду в истории России – 1 млн рублей ассигнациями.
В 1831 году под командованием Паскевича русские войска взяли Варшаву, захваченную польскими мятежниками. Во время штурма полководец был ранен ядром в руку. Победа имела такое значение, что Николай I даровал Паскевичу княжеский титул, а через год назначил его императорским наместником в Польше. В 1849 году, после успешного разгрома повстанцев в Венгрии, император пошёл на беспрецедентный шаг – позволил воздавать Паскевичу воинские почести, равные императорским.
Участие в военных действиях против «свободолюбивых» поляков, венгров и кавказцев в будущем стало «чёрной меткой» для Ивана Паскевича. Его выдающиеся заслуги игнорировались советский историографией, что привело к несправедливому забвению имени русского полководца.
Читайте наши статьи на Дзен