Как якуты помогли русским завоевать Аляску
В XIX веке под юрисдикцию Российской империи попала не только Аляска, но и часть Северной Калифорнии, часть Гавайских островов и Курилы. В освоении новых территорий по отношению к местному населению русские применяли иные принципы, нежели народы просвещенной Европы, которые отбрасывали коренное население за границы своей цивилизации или же вытесняли на ее периферию, где туземцы влачили жалкое существование. Русские же старались организовать поселения алеутов, эскимосов и индейцев в непосредственной близости около себя, но при этом добиться того, чтобы поселения возглавляли лояльные к ним вожди и князья.
Перегибы на местах пресекались правительством. Так, законодательные акты, ограничивающие колонизаторскую деятельность Русско-Американской компании (РАК) издавались в 1841 и в 1844 годах. Вследствие этого, исторические анналы Нового Света не сохранили никаких свидетельств о «зверствах» русских, а индейские вожди Калифорнии после ухода России с Американского континента жалели об этом, считая, что сотрудничество в русскими принесло бы их племенам защиту.
Тем не менее, «перегибы» по отношению к местным случались из-за того, что люди, промышлявшие на американских берегах, в России имели неприятности с законом и ни во что не ставили ни свою жизнь, ни чужую. Происходить подобное могло и из-за конкурентной борьбы между разными купеческими компаниями.
Тем более важным, часто сглаживающим острые углы, было участие в освоении Америки коренного населения Сибири, Дальнего Востока и даже Якутии.
Как якуты попали в Америку
Их появление в Америке скорее всего, было связано с деятельностью знаменитого якутского купца Павла Сергеевич Лебедева-Ласточкина. Будучи приказчиком у иркутского заводчика, он в конце XVIII века принимал участие в пушном промысле на Дальнем Востоке. Сумел организовать собственную компанию, которая долгое время конкурировала с компаниями других купцов и даже с Соединенной Американской компанией – предшественницей РАК. В конце концов Лебедев-Ласточкин не выдержал конкуренции, конфликтов с индейцами атна, и не сумев наладить регулярное снабжение своих американских факторий, прекратил деятельность в Америке в 1798 году.
В те годы, Якутск стал настоящим форпостом для освоения Аляски и Калифорнии. Через этот город из Иркутска проходил путь к океану, через него на восток шли охотники и промысловики, миссионеры и лихие люди. Именно Якутск Лебедев Ласточкин и выбрал своей «базой».
Купец придерживался тактики основания на американском берегу постоянных поселений. Именно промысловики Лебедева сумели опередить конкурентов (в том числе и Григория Шелихова) и проникнуть вглубь Кенайского полуострова, захватив богатые пушниной угодья. В отличие от других, люди Лебедева не только выменивали пушнину на побережье, но и предпринимали активную разведку территорий. Были ли среди них якуты? Наверняка были, – в качестве охотников и проводников.
Известно, что сначала русские экспедиции брали с собой в качестве толмачей (переводчиков) чукчей, коряков и азиатских эскимосов, надеясь, что на том берегу разговаривают на похожих языках. Но когда выяснилось, что береговые народы не понимают друг друга, в экспедиции стали брать и якутов. Правда, объясниться с коренными народами Америки они тоже не смогли. Тем не менее появление среди русских людей с азиатской внешностью могло оказать положительное влияние на эскимосов, алеутов и индейцев.
38 сотрудников компании Лебедева основали два поселения на реке Касиль: артель лебедевца Иванова закрепилась в низовьях реки Юкон; еще два поселения были основаны на озере Итиамна. Историк Светлана Григорьевна Федорова в работе «Русское население Аляски и Калифорнии» указывает, что именно лебедевцами была основана крепость Константина и Елены на острове Тхалка (Хинчинбрук) в Чугацком заливе (ныне пролив Принца Вильгельма).
Но когда в 1797 году несколько купеческих компаний объединились в одну; Лебедев не сумел выдержать конкуренции и вывез людей на охотское побережье.
Кесе и два его собрата
Однако якуты на побережье Америки все равно остались! Историки нашли доказательства их существования в архивах – якуты жили в Форте-Росс.
Как пишет историк Георгий Иванович Спиридонов в работе «Якутия в истории Русской Америки», в 1820 году в форте жило 148 мужчин. Из них – 24 русских, 116 эскимосов, 5 креолов – метисов русских от браков с местными женщинами, и три якута.
Более того, в одном из архивных документов упоминался смышленый «парнишка Кесе», родом «сакатский». Спиридонов логично предполагает, что «парнишка» был якутом – «сака» или «саха» – это самоназвание народа, которое уже было известно русским. Звали его, скорее всего, Иннокентий или, сокращенно, Кеша, что по-якутски до сих пор звучит именно как «Кесе». Скорее всего, это был молодой крещеный якут, которого наняли проводником до Охотска и который вместе с русскими приплыл в Америку.
Главная функция якута – мир!
Мирного сосуществования с американскими индейцами русским достичь не удалось. Свирепые тлинкиты разоряли поселения колонистов на острове Ситка. Из-за враждебных индейцев РАК так и не удалось основать поселения в устье реки Колумбии севернее Форта-Росс. Любые попытки русских проникнуть в заливы сопровождались стычками.
Однако в заливе Бодега индейцы помо и мивок, уже знакомые с агрессией испанцев, принимали русских вполне мирно, надеясь, что если русские в большом количестве поселятся между ними, то оградят их от испанского завоевания.
Возможно такое отношение к русским появилось благодарная якуту Иннокентию-Кесе, который выучил язык местных и служил толмачом во время переговоров русских с вождем племени мивок, Валленилой, заинтересованном в сотрудничестве.
Таким образом русские, будучи ограничены в средствах далеко от родины, были заинтересованы в мире с местным населением. Вклад в этот мир вносили и другие народы – эскимосы, алеуты и даже якуты.
В 1841 году Форт-Росс был продан американцам и оставлен колонистами. Что было дальше с якутами, и в частности, с Кесе – неизвестно. Они могли вернуться домой, в Якутию, а могли остаться в Америке или даже разделить судьбу индейцев мивок.
Читайте наши статьи на Дзен