Почему польские солдаты русской армии переходили на сторону имама Шамиля
Согласно архивным данным, к 1814 году в русском плену оказалось 11 400 уроженцев союзного Наполеону Варшавского Герцогства. Почти 9000 поляков, участвующих в походе французского императора, отбывали ссылку в рядах русской армии на Северном Кавказе, который в то время называли «Теплой Сибирью». После поражения антирусских восстаний к ним присоединилось еще более 9000 земляков. Большинство поляков сохраняли лояльность Петербургу и воевали против горцев, и в 1845-м в Пятигорске на средства католической общины был построен костел, на который император Николай I пожертвовал 40 тыс. золотых рублей. Но были и те, кто пытался продолжать борьбу против России.
Поляки на Кавказе
В 1840 году французский консул в Тифлисе докладывал в Париж, что, по его сведениям, пятая часть русский войск на Кавказе состоит из поляков, которые заслуживают прощение Петербурга. Не удивительно, что определенная часть военнослужащих дезертировала к горцам, в Турцию и Персию. В 1840-м генерал Павел Граббе докладывал министру Александру Чернышеву: «Эти дезертиры производят съемку атакуемых мест, подают нужные советы для организации сборищ, а при штурме идут всегда в голове колонны. Между ними особенно отличается своей предприимчивостью унтер-офицер одного из Черноморских линейных батальонов».
Историки выяснили, что унтер-офицером был поляк Барановский, которого горцы впоследствии сдали русским из-за попытки того сбежать в Турцию. Однако местные жители не всегда принимали дезертиров. В 1837 году британский разведчик Лонгворт доносил в Лондон, что сотни поляков находятся в рабстве черкасских племен, которых они за 25 рублей серебром продают в Турцию, что в 4 раза дешевле общероссийских цен на крепостных.
Поляки и Шамиль
Другое отношение к полякам было в Чечне и Дагестане. Лидер горцев имам Шамиль смотрел на дезертиров, как на опытных солдат, знавших методы ведения современной войны. Торжественной стрельбой из пушек и ружей горцы встречали перешедшего на их сторону офицера-поляка Александра Русальского. Он обещал Шамилю построить новые укрепления и открыть в горах рудники по добыче серебра.
Ситуация усугубилась, когда на Андийском съезде наибов было принято решение содержать перебежчиков из русской армии за счет казны. К 40-м годам ХIX в войске имама существовал отдельный полк, в котором собрали поляков и других европейцев, а личным помощником Шамиля был некий Шаниявский. Чаще всего поляки служили советниками, артиллеристами, занимались ремонтом и производством оружия. По воспоминаниям русских офицеров, во время боя в 1847 году за дагестанский аул Салты один из дезертиров по ночам на польском языке призывал земляков «бросать москалей».
Организация «Власть»
Для поддержки дезертиров и кавказских горцев в Париже польское правительство в изгнании во главе с Адамом Чарторыйским организовало секретариат под названием «Власть». Организация занималась сбором средств для горцев, подготавливала и засылала на Кавказ агентов и уговаривала Турцию поддержать Шамиля, начав войну с Россией. Несмотря на все усилия, поляки из Парижа так и не смогли установить прямого контакта с Шамилем и договориться с турками.
Многие поляки, осевшие в Европе, пытались самостоятельно попасть на Кавказ и присоединиться к армии Шамиля. После войны один из легионеров Матеуш Гралевски вспоминал, что горцы плохо организовали переход его соотечественников на их сторону. В своей книге «Кавказ. Воспоминания о двадцатилетней неволе» Гралевский писал «Не зная прямой дороги, поляки блуждали между аулами, подчиненными Москве и были задержаны местной милицией… но если хотя бы пятнадцать депортированных и среди них профессионалов оказались у горцев… и если бы они сумели за короткое время составить ядро легиона, начиная с дезертиров и рабов, которые здесь находились, они имели бы, по крайней мере, несколько батальонов регулярной армии».
Читайте наши статьи на Дзен