Запорожские казаки: каких русских казаков они считали самыми «отмороженными»
Донские, запорожские, терские, яицкие, астраханские, сибирские, кубанские – всех казаков принято считать неким единым братством, неразрывно скрепленным общими обычаями, традициями и культурой. Однако между представителями этого особого воинского сословия с давних пор не было настоящего товарищества. Например, запорожцы долгое время буквально враждовали с казаками, присягнувшими на верность русской короне. А воинов из донских станиц, первыми признавших над собой власть Москвы, свободолюбивые жители низовий Днепра вообще числили предателями.
Главное – это воля
По мнению большинства исследователей, Запорожская Сечь представляла собой закрытое мужское воинское объединение, во многом похожее на монашеский рыцарский орден Западной Европы. Этот военно-политический союз, возникший за днепровскими порогами, просуществовал сравнительно недолго – с XVI по XVIII век, но оставил яркий след в истории.
Авторы учебного пособия «История Украины с древнейших времен до наших дней» (2002 г.) Валерий Семененко и Людмила Радченко отметили, что запорожцы ценили только воинскую доблесть и презирали страх смерти и стремление к материальному достатку. Главным для этих людей была свобода личности, которая несовместима с рабским трудом на земле или ремесленничеством за гроши.
«Таким образом, у казачества выработалась противоречивая система власти и подчинения, которую некоторые историки назвали агрессивной безэлитной демократией. Являясь вечной оппозицией государственности, казачество игнорировало важность иерархической структуры…» – писали В. И. Семененко и Л. А. Радченко.
Помимо походов за военной добычей запорожцы занимались делами, которые они считали достойными мужчин. Речь идет о рыбной ловле и охоте.
Как Сечь уничтожили
Само существование военно-политического союза казаков, не признающих над собой никакой власти, не устраивало соседей, поэтому Сечь все-таки была уничтожена.
Поначалу взять под контроль непокорных запорожцев попыталось руководство Речи Посполитой. В 1572 году король Сигизмунд II Август организовал реестровое казачество, приняв на государственную службу первых 300 воинов. Они стали получать жалованье и участвовать в военных акциях польской армии, но это не помешало другим запорожцам действовать по своему усмотрению, нанося урон Речи Посполитой на международной арене.
Попытки части казаков также заигрывать с Русским царством, набиравшим политическую силу в XVII-XVIII веках, закончились плачевно. Об этом написал кандидат исторических наук, общественный деятель Фаиль Ибятов в своей статье «О казачестве без пристрастий и мифов», которая была опубликована в журнале «Вопросы национализма» (№ 11 за 2012 г.). По мнению исследователя, властная элита России крайне враждебно воспринимала уже одно лишь слово «народоправство».
«Органически не выносящий казаков Петр I уничтожил (вместе со всем казачьим наследием) гетманскую столицу Батурин, разорил и сжег Запорожскую Сечь, частью уничтожил, а частью разогнал по миру оставшихся в живых родовых запорожцев. Деяния Петра I в относительно скором времени продолжила Екатерина II, довершившая разгром запорожцев и распродавшая за бесценок земли Сечи», – констатировал Ф. М. Ибятов.
А донские подчинились
Примерно в одно время с Сечью на Дону возникло казачье войско. Несмотря на явное сходство в образе жизни и традициях, между представителями двух воинств было много различий, и не только в одежде и прическе. Если в Сечь долгое время не допускались женщины, а сами запорожцы перебивались набегами, рыбной ловлей и охотой, то донцы жили семьями, занимаясь животноводством и земледелием в свободное от военных акций время. К тому же запорожцы были приверженцами независимости и легко расторгали временные союзы с Речью Посполитой и Русью, упорно отвергали какую-либо власть над собой, а их донские собратья присягнули на верность русскому царю уже в 1671 году и честно держали данную клятву.
Известный историк, специалист по традициям и культуре жителей Дона Евграф Савельев рассказал об этом событии в своей работе «Древняя история казачества. Историческое исследование» (впервые опубликована в Новочеркасске в шести выпусках за период 1913-1918 годов). Автор подчеркнул, что донцы с большой неохотой согласились подчиниться русской короне, и произошло это на волне усмирения бунта легендарного казака Стеньки Разина. Поначалу на собравшемся в конце августа 1671 года «унылом казачьем кругу» многие воины отказывались от чести стать подданными Москвы.
«Волнение продолжалось четыре дня. На круге присутствовали, большею частью, казаки черкасских станиц и низовых городков; верховые отсутствовали. Наконец, после долгих споров и пререканий с послом, позволявшим грозить царским гневом, домовитые казаки и старшины взяли верх и постановили присягнуть на верность службы государю; «если же кто не учинит присяги, того казнить смертию, а имущество грабить», – так Е. П. Савельев отразил в своей книге этот непростой исторический момент.
Вскоре жители донских станиц попали в зависимость от Москвы. Но дав, хоть и по принуждению, клятву служить русскому царю, казаки считали своим долгом выполнять взятые на себя обязательства, чем умело пользовались столичные вельможи. Стоит ли говорить, что большинство представителей Запорожской Сечи восприняло это принятое под давлением решение своих собратьев как предательство идеалов казачьей вольницы.
Награда за подавление бунта
После присяги жители донских станиц начали активно действовать в интересах русской монархии не только на поле боя, но и в качестве карателей.
Так, известный военный деятель и писатель Петр Краснов в своей книге «Картины былого Тихого Дона», которая впервые была напечатана в Санкт-Петербурге в 1909 году, рассказал, как в 1705 году казаки участвовали в усмирении народного бунта, поднявшегося в Астрахани и охватившего территорию Нижнего Поволжья:
«Атаман Фролов с казаками вышел из Царицына, атаковал мятежных стрельцов и разбил их. Между тем, во время самого сражения, в Царицыне взбунтовалось сто солдат Петровского пехотного полка. Казаки схватили их, пытали, а потом казнили».
В награду за верность весной 1706 года царь Петр I выплатил донцам повышенное жалованье и отправил им «честные клейноды» – почетные знаки, символизирующие воинское достоинство.
Против народных восстаний
Вообще, казаков часто посылали подавлять различные бунты и народные волнения. Например, в 1831 году царские власти направили донцов утихомирить восставших поляков. И это помимо других армейских частей (возвращавшихся из Турции), которые были спешно переброшены в мятежную провинцию.
«На усмирение поляков пошли полки: из Петербурга л.-гв. Казачий и с Дона – Атаманский, Грекова 5-го, Ильина, Андреянова, Катасонова, Секретева, Кутейникова, Борисова, Карпова 4-го, Егорова, Карпова, Платова 2-го, Пименова и Киреева», – перечислял силы казаков П. Краснов.
И на этот раз без награды не обошлось. Так, казаки Атаманского Наследника Цесаревича полка получили за взятие польской столицы знаки отличия в виде надписи на кивера: «За Варшаву 25 и 26 августа 1831 года».
Разгон мирных демонстраций
Еще одной причиной, по которой донских казаков считали царскими карателями, стало их участие в разгоне многочисленных мирных демонстраций и акций протеста. Об этом говорится в книге «Казачий Дон: Пять веков воинской славы» (2010 г.), которую написал коллектив авторов: доктора исторических наук А. В. Венков и В. П. Трут, доктор политических наук A. А. Озеров, доктор искусствоведения Т. С. Рудиченко, а также О. Н. Борисова, В. Ф. Хижняков и К. Н. Хохульников.
Во время печально известного Кровавого воскресенья 9 января 1905 года на участников мирного шествия помимо сотрудников полиции были брошены сотни лейб-гвардии Казачьего и Атаманского полков. А осенью того же года правительство России организовало масштабную мобилизацию в донских, кубанских и оренбургских землях.
«Причем казаки всех этих подразделений призывались в армию исключительно для использования их в деле поддержания порядка в различных регионах страны», – говорится в книге «Казачий Дон: Пять веков воинской славы».
Не только жители донских станиц, но и представители других войсковых объединений, ставших частью российской армии (терские, кубанские, сибирские, яицкие, астраханские казаки), разгоняли мирные демонстрации, забастовки и стачки.
Исследователи объясняют жестокость казаков, проявленную ими в подобных карательных операциях, непоколебимой верностью присяге и воинскому долгу. Дескать, раз уж поклялись служить русскому царю, так должны идти до конца.
Еврейские погромы
Впрочем, нельзя утверждать, что только российские казаки проявляли жестокость по отношению к мирным жителям. Запорожцы тоже не могут похвастаться кристально чистой репутацией. Многие из них, например, без всякого указания сверху, а исключительно по личной инициативе участвовали в еврейских погромах.
Кандидат исторических наук Вадим Малахов в статье «Региональная локализация еврейских погромов 1881-1882 гг. в Российской империи» (журнал «Вестник Брянского государственного университета», № 2 за 2012 г.) отметил, что волна нападений на еврейские семьи пошла с Херсонской губернии и прокатилась по Новороссии, Юго-Западному краю и Левобережной Украине, затронув и некоторые польские города.
Многие историки указывают, что украинские националисты призывали потомков запорожских казаков к восстановлению былой вольницы, играя не только на их антироссийских, но и на их антиеврейских настроениях.
Читайте наши статьи на Дзен