Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-02-29 18:45:23
Ашхен Аванесова

Почему убитые киевлянами скандинавы стали первыми русскими святыми

25 июля (12 по старому стилю) православная церковь отмечает день памяти русских святых – Феодора Варяга и сына его Иоанна, которые стали первыми мучениками на Руси, погибшими за христианскую веру. Названные переписчиком Киево-Печерского Патерика, епископом Симоном (умер в 1226 г), первыми «русскими гражданами небесного града», Феодор и Иоанн, по сути, являются последней страшной жертвой язычества.

Предыстория

Скандинав Феодор вместе с сыном Иоанном попал на Русь вместе с одной из варяжских дружин, которые в большом количестве присутствовали в славянском государстве. Будучи военизированной опорой князей, они участвовали в боевых действиях и помогали вождям завоевывать власть.

Так распорядилась судьба, что исповедовавший христианскую веру Феодор вместе со своим отроком, оказался в столице Киевского княжества, когда еще убеждённый идолопоклонник князь Владимир решил пойти на неё боевым походом..

Случилось это в 978 году, в тот момент, когда получивший трон в Новгороде Владимир Святославович восстал против своего княжившего в Киеве родного брата Ярополка. Между прочим, последний, по словам историка Василия Татищева, питал особую симпатию к христианскому учению, и, дав «волю великую» последователям Христа на Руси, был нелюбим той частью населения, которая веровала в божков.

Поэтому когда 11 июня 978 года, вероломно убив родственника, князь Владимир занял киевский престол, он устроил грандиозные языческие гуляния. При содействии местного населения и пришлых воинов было восстановлено самое большое капище, где помимо старых идолов появились новые. Кроме того будущий креститель Руси дал добро на свершение благодарственных человеческих жертвоприношений верховному языческому богу-громовержцу Перуну, хотя до этого днепровские славяне не знали такого жестокого обычая.

Яркое описание данного события можно обнаружить в «Повести временных лет», в которой Нестор-летописец свидетельствовал: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».

Чтобы выбрать человека, который станет почётной жертвой Перуну и прочим идолам, было принято решение бросить жребий.

Жребий брошен

До принятия Святого Крещения именовавшийся языческим варяжским именем Тур (Тор) или Утор (Оттар), Феодор принадлежал к числу лучших дружинников умерщвлённого князя Ярополка.

Достоверно неизвестно, говорил ли вслух варяг Феодор о своём принятии во время военной службы в Византии православия, однако волею рока, именно его сыну — Иоанну, так же как и отец исповедовавшему христианство, выпала доля стать сакральной жертвой.

Иерей Андрей Чиженко предполагал, что жребий целенаправленно разыгрывался между приверженцами христианства, дабы ещё сильнее запугать последователей зарождавшейся в Киеве христианской веры.

Когда 12 июля 978 года бояре и старцы подошли к дому Феодора, чтобы уведомить, что его сын будет принесён в жертву языческим богам, он согласно «Повести временных лет», молвил: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Получив такой дерзкий ответ, оскорблённые в религиозных чувствах идолопоклонники, ушли, но лишь для того, чтобы сообщить согражданам о вызывающем поведении Феодора и, вооружившись вновь вернуться к его дому.

Увидев приближающихся язычников, варяг Феодор вместе с сыном Иоанном не стали прятаться, а остались дожидаться их в сенях. Крича и угрожая расправой, идолопоклонники требовали отдать им отпрыска, на что веровавший во Христа скандинав сказал: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?».

Однако этот ответ не удовлетворил разгневанную толпу, с ожесточением принявшуюся подсекать сени, которые, рухнув, погребли под собой стойких отца и сына.

Последствия

Трагическая гибель Феодора и Иоанна произвела на князя Владимира обратный эффект, вместо того, чтобы радоваться, он вдруг впал в глубокое раздумье. Больше всего правителя потрясло, то с каким мужеством христиане сопротивлялись обезумевшим язычникам. Это бесстрашие натолкнуло его на мысль, что погибшие боролись за истинно правое дело, а значит стоит обратить внимание на христианское вероучение, за которое не страшно и умереть. Именно поэтому в церковной публицистике появилась версия, что данное событие стало предтечей крещения Руси.

Впрочем, есть мнение, что насильственная смерть настигла Феодора и Иоанна в 983 году, когда по славяно-германскому миру прокатилась волна гонений против христиан. Как раз в это время князь Владимир одержал победу над литовским племенем ятвягов, и в честь данного события киевские жрецы могли устроить кровавое человеческое жертвоприношение.

Почитание

Вскоре после принятия православия князь Владимир велел воздвигнуть на месте мученической смерти Феодора и Иоанна Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, ставшую первым каменным культовым сооружением новой Руси. 12 мая 996 года её освятили, а в 1007 году в неё были перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги, позже — мощи Папы Римского – Климента. В ней же нашёл последний приют и сам креститель Руси – святой князь Владимира, а также его потомок Ярослав Мудрый.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: