Самозванец Илейка Муромец: как он повлиял на миф о знаменитом богатыре
На роль былинного героя Ильи Муромца есть несколько исторических кандидатов. Один из них – тот, чьи мощи не позднее чем с XVI века покоятся в Киево-Печерском монастыре. По преданию, он был погребён в конце XII века. Ещё один – это реальный персонаж Смутного времени, Илейка Муромец, или Илья Коровин, один из предводителей крестьянского восстания Ивана Болотникова, казнённый по приказу царя Василия Шуйского.
Фальшивый царевич Пётр Фёдорович
Успех первого Лжедмитрия побудил многих авантюристов на Руси выдавать себя за разных царей и царевичей, даже никогда в действительности не существовавших. Боярский заговор, приведший к убийству самозванца 18 мая 1606 года, ограничивался одной Москвой. Подавляющее большинство русского народа по городам и весям по-прежнему верило, что он был истинным царем Дмитрием Ивановичем, и не хотело признавать своим царём Василия Шуйского, утвердившегося в результате переворота. Русская земля не участвовала в возведении Шуйского на престол, его легитимность была сомнительной с самого начала. Снова поползли слухи об уже вторичном чудесном спасении Дмитрия. А заодно стали возникать, как грибы после тёплого дождичка, разные «родственники» самозванца.
Уже летом 1606 года в Путивле у литовской границы объявился человек, называвший себя главным воеводой царя Дмитрия. То был Иван Болотников. К нему присоединилось немало родовитой знати, желавшей воспользоваться очередной смутой для дележа власти и богатств. Но движение носило в массе своей крестьянско-казацкий характер. И вот, в ноябре 1606 года вместе с очередной ватагой казаков в Путивль прибыл человек, называвший себя царевичем Петром, сыном царя Фёдора Ивановича.
По рассказу Лжепетра, царица Ирина, жена Фёдора и сестра Годунова, родила сына. Но боясь, что Борис Годунов попытается убить его, как он хотел убить царевича Дмитрия, Ирина отдала новорождённого Петра надёжным людям, подменив его девочкой. Народу было объявлено, что родилась царевна Феодосия. Царевна с таким именем действительно существовала. Родилась она в 1592 году и умерла в возрасте полутора лет.
Предводитель мятежников
Между тем войско Болотникова потерпело поражение на подступах к Москве. Его оставили многие знатные люди, так как движение приняло ярко выраженный антифеодальный характер. А «царь Дмитрий» всё почему-то не спешил выходить на сцену. В этих условиях Болотникову, казакам и тем знатным особам, которые ещё участвовали в восстании, было важно укрепить идеологическую базу движения, хотя бы и за счет небывалого царевича. Они приветствовали явление «Петра Фёдоровича». Лжепётр тем временем съездил в Литву и по возвращении уверял, что видел там царя Дмитрия и говорил с ним и что тот обещал скоро прибыть.
Лжепётр сыграл большую роль на завершающих этапах восстания Болотникова. Он предводительствовал крупным отрядом казаков, ведя его на помощь Болотникову, осаждённому в Калуге. В первой половине 1607 года Илейка несколько раз бил царских воевод, хотя и сам нередко терпел поражения. 5 июня 1607 года войско Лжепетра было окончательно разбито Василием Шуйским у Каширы. Илейка отступил в Тулу, которую сделал последним бастионом восставших. Но обещанный Дмитрий всё не приходил, и в октябре 1607 года осаждённые мятежники сдались на милость победителя – царя Василия.
Плен и казнь
Подлинная биография самозваного царевича основана на его собственных показаниях, данных под пытками после пленения. Он был незаконнорожденным сыном посадского человека из Мурома Ивана Коровина и с детства воспитывался приёмными родителями. В юности он убежал на Волгу и пристал там к казакам. Казаков нанимало на службу московское правительство, поэтому Илейка поучаствовал в разных военных походах, обучился ратному делу. Когда в 1604 году на Москву двинулся первый Лжедмитрий и к нему примкнули многие казаки, Илейка тоже присоединился к войску самозванца. Потом, правда, вновь вернулся на Терек, а осенью 1606 года пришёл с казаками к Болотникову.
Читая «официальные» жизнеописания Илейки Муромца и любых других самозванцев, следует помнить, что эти биографии заносились в документы московских приказов для пропаганды. Их главной целью было «доказать» отсутствие каких бы то ни было знатных кровей у мятежников, называвших себя царями и царевичами. Поэтому полностью доверять изложенным там легендам было бы не менее легкомысленно, чем доверять сказкам этих лиц о самих себе, пока они ещё были на воле.
Изобличённый Лжепётр был казнён в январе 1608 года у стен московского Данилова монастыря. Верёвка, на которой его вешали, не смогла плотно затянуться, и тогда палач ударом дубины проломил Илейке череп.
Лжепётр в народной памяти
Лжепётр «прославился» изощрёнными жестокостями над попадавшими в его руки знатными людьми, служившими Шуйскому. Однако в глазах народа, поднявшегося против бояр и крепостнических порядков, такие деяния могли выглядеть подвигами. Вкупе с военными победами Илейки над царскими войсками его деятельность как одного из главарей мятежников могла привести к героизации его образа в народной памяти.
По мнению исследователя русского фольклора Бориса Матвеевича Соколова, образ Илейки Муромца сильно повлиял на окончательный вид былинного цикла о знаменитом богатыре. Это влияние сказалось даже в имени былинного героя. В источниках XVI века, где упомянут богатырь стародавних времён по имени Илья, он назван Ильёй Муравлениным. Это указание на его происхождение из города Муравийска (Моравийска) под Черниговом. Упоминание села Карачарова в связи с именем Ильи Муромца, на взгляд многих исследователей, также является позднейшим. Очевидно, в самых древних легендах о богатыре имелся в виду город Карачёв, расположенный также в Северской земле (ныне в Брянской области).
Если преподобный Илья Печерский, принимаемый за прототип Ильи Муромца, действительно жил и скончался в XII веке, то вряд ли он мог быть родом из Муромской земли, которая только-только была крещена, да ещё из села с татарским названием, которое не могло появиться ранее середины XIII века. Таким образом, получается, что Илейка Муромец не просто наслоился на образ Ильи Муравленина, но благодаря тождеству имён и сходству топонимики полностью подменил легендарного богатыря. Конечно, это произошло уже без его ведома. Просто его «подвиги» по очищению земли Русской от бояр-кровопийц и дьяков-мздоимцев были в народном сознании сродни подвигам богатырей по очищению Руси от поганых.
Читайте наши статьи на Дзен