Наложница, рабыня, товар: что ждало русских пленниц, попавших в Золотую Орду
После 1242 года, ознаменовавшегося установлением на подавляющей части территории Руси монголо-татарского ига, произошли изменения не только в жизни государства, но и в судьбе славянских женщин. Утратив, имевшееся у них до этого периода право на свободу, они из личности превратились в товар, который с успехом продавался на невольничьих рынках.
Женская участь
Вступив на русскую землю, монголо-татары один за другим покоряли её города и селения, население которых превращалось в собственность хана. За этот период были убиты и угнаны в плен огромные массы людей, в том числе славившиеся своей красотой женщины, ставшие лакомым кусочком для кочевников..
Не желавшие превращаться в рабынь славянки-простолюдинки скрывались от захватчиков в лесах и труднодоступных местностях, а представительницы знатных родов запирались в недоступных крепостях и монастырях или уезжали далеко на Север. Нередко девицы предпочитали самоубийство неволе и бесчестью.
Но подавляющее большинство юных особ были на виду у новых властителей, которые забирали их в качестве добычи. Девушки, имевшие знатные корни, становились рабынями или наложницами ханов, сотников и тысячников, а менее родовитые попадали в руки рядовых воинов. Красивых и аристократичных ждала участь наложниц, а крепких и выносливых — роль прислужниц у дам из влиятельных монголо-татарских родов.
Количество пленённых русских женщин было столь велико, что ордынцы организовали для их продажи специальные невольничьи рынки.
Невольничьи рынки
Наиболее крупные рынки, где торговали живым товаром, находились в двух золотоордынских столицах Сарай-Бату (близ Астрахани) и Сарай–Берке (близ Волгограда), а также в крымском городе Каффа (ныне Феодосия), который в 1239 году превратился в улус Золотой Орды.
До них захваченные на Руси представительницы прекрасного пола добирались пешком, следуя за повозками хозяев-монголов, которые обращались с ними с особой жестокостью, не гнушаясь издевательств и насилия.
Наделённые необычной красотой русские девушки пользовались небывалым спросом у богатых покупателей, которые увозили их не только на Восток, но и в Северную Африку и Европу. Особой популярностью они пользовались в Италии, купцы из которой готовы были отдать за рабынь до 3000 лир, что по тем временам составляло внушительную сумму.
Монголо-татары с радостью распродавали рабынь, поскольку не ощущали недостатка в «товаре», тем более что за девушек они выручали куда более солидные деньги, нежели за мужчин.
В плену
Историк Александр Бахтин в работе «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде по восточным источникам», писал, что положение русских женщин в татарском плену было удручающим. В их отношении широко проявлялась сексуальная эксплуатация, в результате они могли занять место жены, наложницы или обыкновенной служанки.
Имевшие благородное происхождение славянок, умевших петь и танцевать, сразу же отправляли в гаремы-серали, где они должны были участвовать в пирах, а также ублажать господина.
Однако наиболее красивые русские пленницы попадали в громадные османские гаремы, так как турецких мужчин больше привлекала внешняя красота девушек, нежели их высокое происхождение.
Поскольку доминантой монголо-татарского общества был мужчина, к женщинам было принято относиться как к созданиям низшего сорта, пригодным только для воспроизведения потомства, приготовления пищи и ведения хозяйства.
Удивительные случаи
Довольно редко, но свершались удивительные случаи возвращения русских женщин из ордынского плена. Однако подобные чудеса приключалось только с богатыми девицами, родственники которых располагали достаточными средствами, чтобы заплатить выкуп за пленницу. О подобной практике упоминал историк Василий Ключевский, отмечавший, что наиболее часто пленницы стали вызволяться из неволи в период правления Александра Невского.
Другой необычный эпизод приключился в Устюге, в котором в качестве ставленника Орды правил Бугу. Мало чем отличавшийся от своих соплеменников, он окружил себя русскими наложницами. Среди этих барышень оказалась и крестьянка Марья, чей отец не смог выплатить дань монголо-татарам. Однако вопреки обыкновению эта хрупкая девушка не сломалась в пленении, а сумела по-настоящему влюбить в себя ордынского правителя. Потеряв голову от любви к наложнице, Бугу полностью пересмотрел свои взгляды на жизнь и не только распустил свой гарем, но и решил перейти из язычества в христианство. Приняв крещение под именем Иван, он, дабы замолить собственные грехи, возвёл в городе храм Иоанна Предтечи. К слову позднее Иван и его супруга Марья были канонизированы православной церковью, то есть, причислены к лику святых.
Читайте наши статьи на Дзен