Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-03-17 22:31:21
Кириллица

Что стало с русскими солдатами, перешедшими на сторону Шамиля

Во времена вооружённого противостояния между национально-освободительным движением народов Северного Кавказа и Российской империей в 1834-1859 гг. армия под командованием имама Шамиля состояла не только из горцев. На стороне мусульманской общины воевало много русских: переселенцы, пленные, перебежчики. Историк Д. Хожаев указывал на то, что Шамиль создал настолько мощное формирование, что в сражениях с ним талантливые полководцы России часто терпели фиаско.

Заслуга главы Северо-Кавказского имамата заключалась в том, что под своими знамёнами ему удалось сплотить представителей самых разных этносов: ингушей, ногайцев, аварцев, чеченцев, даргинцев, поляков, русских, украинцев, осетин, черкесов. Хожаев также отмечал, что русские, которые воевали в составе пехоты, артиллерийских отрядов и кавалерии, наравне со всеми несли тяготы службы. Они отважно бились в рядах горцев и до конца сохраняли верность полководцу.

Народы Шамиля

В опубликованной в online-издании «Кавказский узел» статье публицист Н. Нефляшева называет примерную численность бойцов (подданных Российской империи), сражавшихся на стороне горцев, — 20 000 человек. Именно такими данными располагают исследователи. Учёные говорят, что в рядах движения были пленные, беглые военнослужащие и переселенцы, искавшие свободной жизни, в том числе старообрядцы и казаки.

Не многим известно, что в состав мусульманской общины входили представители 70 национальностей: народов Чечни, Кавказа, Дагестана, стран Азии, Ближнего Востока, Западной Европы, а также разных регионов Российской империи. По распоряжению имама в местах проживания переселенцев были возведены православные храмы, старообрядческий скит, католический костел. Узнав, что Шамиль принимает в свои ряды славян, солдаты стали массово переходить на сторону противника. Причин для этого было немало: желание скрыться от правосудия, сочувствие национально-освободительной борьбе горцев, стремление избавиться от тягот службы в русской армии или освободиться от крепостничества.

Крестьяне в имамате

После 1845 года столицей Северо-Кавказского имамата стало Ведено (небольшое селение). Русских здесь насчитывалось около 700 человек. Шамиль позволял мастеровым образовывать артели, выделял переселенцам земли. Прознав о вольной жизни в имамате, в 50-х годах XIX в. русские крестьяне начали массовое переселение, прибывая на Северный Кавказ группами, по нескольку семей. Их судьбы сложились по-разному. Многие ассимилировались на 100%. Кому-то после разгрома армии Шамиля пришлось вернуться на Родину, а другие создали семьи, приняли ислам. Сегодня в чеченских и дагестанских селах часто можно встретить потомков переселенцев. Считается, что горцы с рыжеватым оттенком волос и светлыми глазами имеют смешанное происхождение.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: