Почему кавказская нефть принадлежала терским казакам
Еще в XVI столетии на Северном Кавказе была обнаружена нефть. Но ее промышленная разработка началась только в XIX веке. Одним из бенефициаров ее добычи стало терское казачество. Сами же горцы до середины XIX века вырывали в земле лунки глубиной 1-2 метра и ведрами выбирали с них нефть. Она использовалась в качестве оружейной смазки, как источник освещения и лекарство от кожных болезней. Но как только русские начали осваивать Кавказ, добыча нефти перешла на промышленные рельсы.
Первые мануфактуры
Крестьянин Василий Дубилин в 1823 году разработал первый аппарат для перегонки нефти. Немного позднее на Северном Кавказе появился первый завод по переработке черного золота. Прошло совсем мало времени, и вокруг Грозного возник настоящий центр нефтеперерабатывающий промышленности, чего ранее не существовало во всем мире. В Грозненском районе нефть выходила на поверхность совсем близко, и добывать ее не составляло труда. Стоимость строительства скважины тут обычно не превышала 35 000 рублей..
Со временем государство стало отчуждать месторождения нефти на Северном Кавказе в пользу терского казачества. По исследованиям геолога Афанасия Коншина, терские казаки начали осваивать добычу нефти еще в 1833 году путем рытья колодцев. В 1845 году Николай I издал указ, которым пожаловал нефтяные доходы терскому казачеству.
Постановление от 22 мая 1894 года гласило, что все нефтяные залежи станичных земель являлись собственностью войска. Но после начала их разработки они переходили под государственное управление. За это станичники получали либо денежную компенсацию, либо новые земли. Сами казаки не упустили возможность извлечь из таких льгот максимальную выгоду. За счет высоких доходов владельцам земли удалось повысить качество нефти, а дешевизну ее добычи обеспечивала недорогая рабочая сила.
Это наглядно иллюстрируют следующие цифры. Колодезным способом с 1833 по 1892 год было добыто 3,5 миллиона пудов нефти. Но с появлением вышек только за один 1893 год было добыто 8 миллионов пудов. До 1890 года доля одного откупщика составляла порядка 5,5 тысяч рублей, а терское войско получало 152 тысячи рублей серебром. Большую часть заработанных денег станичники вкладывали в ценные бумаги.
После начала добычи нефти в промышленных масштабах прибыль терского казачества значительно возросла. Начиная с 1894 года, оно зарабатывало около 1 миллиона рублей. Зарема Ибрагимова, автор книги «Царское прошлое чеченцев. Политика и экономика», писала, что доходы также шли в станицу. Оттуда их могли расходовать на разные хозяйственные нужды.
Около 9/10 всей кавказской нефти принадлежало терским землям. Но в процесс ее добычи были вовлечены и другие стороны. Например, чеченцы, также нефть была на спорных территориях. От 100% общего нефтяного дохода примерно 35% получали добытчики, 32% отходило в казну государства, собственникам доставалось 25% и 9% забирали посредники.
До Первой Мировой войны добыча нефти на терских землях постоянно росла по экспоненте. Если в 1903 году добыли 32 миллиона пудов, то в 1911 году цифра дошла до 74 миллионов. При этом роль терского казачества была минимальной. Многие исследователи считают, что им стоило инвестировать вырученные от аренды средства в развитие отрасли, от чего государство сильно бы выиграло.
Паразитирующая позиция терского казачества не устраивала инвесторов и добывающих нефть компаний, они требовали увеличения срока аренды земли. Само казачество всячески тормозило этот процесс. Но все же иностранные инвесторы также приобщились к добыче кавказкой нефти. Одним из наиболее известных инвесторов стал Альфред Нобель, из фонда которого и была учреждена одноименная Нобелевская премия. Но затем наступила война, произошла революция и истощенная и архаичная добыча нефти на Кавказе пришла в упадок.
Читайте наши статьи на Дзен