Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Картина: Лагорио Лев Феликсович/На берегу пустынных волн 1897
2020-04-03 17:41:12
Ярослав Бутаков

Что Пётр Великий был готов отдать шведам за Петербург

Великая Северная война 1700-1721 гг. изобиловала драматическими поворотами сюжета. Не раз Россия оказывалась в ней на грани разгрома, да так, что Пётр I готов был признать своё поражение. Единственное, что он хотел сохранить при этом любой ценой, во что бы то ни стало, это Петербург.

Карл: «Я своими землями не торгую»

Война для России началась с жестокого поражения при Нарве в ноябре 1700 года. Но Петра I спасло, что шведский король Карл XII, считая Польшу в тот момент более опасным противником, повернул туда. Это позволило России выиграть время и накопить сил.

В 1701-1704 гг. русские войска вели успешные боевые действия против небольших шведских отрядов в Прибалтике. Были завоёваны устье Невы, Карельский перешеек, Ингрия, Эстляндия и Лифляндия.

В это время Карл XII с переменным успехом вёл боевые действия против польского и саксонского короля Августа II. В 1704 году ему удалось привлечь на свою сторону достаточно польской знати, которая провозгласила своим королём Станислава Лещинского. С этого момента война в Польше для шведов пошла удачнее, несмотря на то, что на помощь королю Августу прибыла русская армия. В 1706 году Карл нанёс Августу окончательное поражение и заставил его отречься от польской короны.

После этого Пётр остался один, без союзников. Он стал прилагать усилия, чтобы склонить шведского короля на мир. Занятая русскими войсками Прибалтика должна была послужить предметом торга.

В начале 1707 года Пётр разослал министрам иностранных дел разных государств (Англии, Франции, Пруссии и т.д.) свои предложения мирного договора со Швецией, прося посредничества перед Карлом. Условия сводились к тому, что Россия возвращает Швеции все завоёванные земли, за исключением части Ингрии с рекой Невой, основанным там Петербургом и крепостью Орешек у истока Невы из Ладоги.

При этом Пётр I не исключал денежной компенсации шведам за приобретаемую территорию и готов был обсудить её сумму. Но в ответ на это предложение, переданное Карлу французским министром иностранных дел, король сказал: «Я не продаю своих земель».

Псков в обмен на Петербург

Казалось, ближайшие события подтверждали правильность отказа Карла от мирных предложений Петра. Война шла успешно для шведов. Весной 1708 года Карл предпринял поход на восток и очистил от русских войск территорию Литвы (Белоруссии). 3 июля 1708 года русская армия была разгромлена при Головчине.

Пётр уже готовился оборонять Москву. В это же время он прислал к шведскому королю новые мирные предложения. В число уступаемых Швеции территорий Пётр включал уже не только Эстляндию, Лифляндию, Карельский перешеек и часть Ингрии, но и часть исконно русских земель с древним городом Псковом. Всё с одной целью – сохранить Петербург. За землю, где он стоял, царь, впрочем, по-прежнему готов был заплатить звонкой монетой.

Но Карл, упоённый своими успехами, отверг эти предложения, будучи уверен, что скоро окончательно разгромит Россию и в завоёванной Москве продиктует Петру свои условия. Однако вместо Москвы Карл повернул на Украину, куда его пригласил, обещая содействие всего народа, гетман Иван Мазепа.

Швеция не смогла бы получить в Северной войне больше, чем выменяв Псков на Петербург и сохранив все свои прочие довоенные владения в Прибалтике. Военное счастье не может долго служить одному, что и показали последующие события.

Возможно, лучший момент для заключения мира

В Украине Карл не нашёл того, чего искал. Он не получил ни достаточно зимних квартир, ни продовольствия, ни вооружённого народа, готового выступить на его стороне против России. Как писал историк Николай Костомаров, «отступление Мазепы от царя ни в каком случае не могло увлечь по тому же пути малороссийского народа, в особенности, когда великороссийское войско, во главе с самим царём, находилось в пределах Гетманщины».

Украинский народ, как отметил тот же Костомаров, в большинстве своём встретил шведов как иноземных завоевателей и повёл против них партизанскую войну. Большой урон шведской армии нанесла также необычайно суровая зима 1708-1709 гг. К весне Пётр ощутил возможность предъявить Карлу несколько более выгодные для себя условия мира.

В феврале 1709 года Карлу были переданы новые предложения царя. Он соглашался вернуть шведам только Эстляндию и Лифляндию, но желал удержать за собой Ингрию, Петербург и Карельский перешеек. Со своей стороны, и Карл оказался сговорчивее, чем прежде. Он был готов принять в качестве компенсации 1 миллион рублей.

Парадоксально, но сумма, которую в итоге пришлось выплатить России за завоёванные территории, оказалась на треть больше. Правда, и территорий Россия получила больше. Но сейчас они России не принадлежат, да и двенадцать лишних лет войны стоили России огромной траты ресурсов.

Стороны снова не сошлись в условиях.

Полтава: недоиспользованная победа

На следующий день после поражения под Полтавой Карл прислал в лагерь к Петру генерала Мейерфельда с запоздалым согласием заключить мир на предложенных Петром в феврале условиях. Но после победы русской армии речь об этом уже не могла идти. Пётр соглашался на мир только при признании за Россией всех завоеваний в Прибалтике без всякой денежной компенсации.

Впрочем, он не сразу отослал назад Мейерфельда, так как надеялся захватить в плен самого Карла. Но преследование русскими остатков разгромленных шведских сил велось недостаточно энергично, и Карлу удалось ускользнуть от погони. Война продлилась ещё долгих двенадцать лет.

Едва не потерянная победа и цена мира

А в 1711 году сложилась такая ситуация, что Пётр едва одним махом не растерял плоды всех своих побед. Русская армия, выступившая против Турции, была окружена на реке Прут. Карл был в это время почётным гостем у турок и имел на них некоторое влияние.

Тогда царь, посылая на переговоры в турецкий лагерь Петра Шафирова, разрешил ему согласиться на такие же уступки шведам, какие царь делал в 1708 году. То есть: возвращение всех завоеваний, кроме Петербурга и Невы, и отдача, кроме того, Пскова.

Только дипломатический талант Шафирова и корыстолюбие турецкого великого визиря, забывшего про своего союзника Карла при обещаниях русского золота, спасли тогда честь России. Швеция была исключена из русско-турецкого мирного договора.

Прошло ещё десять лет. Карл был уже убит, но Россия снова осталась без союзников и была вынуждена в одиночку заключать мирный договор. По условиям Ништадтского мира, подписанного в 1721 году, Россия получала «на вечные времена» все свои завоевания в Прибалтике, кроме Финляндии. Однако должна была выплатить за них в течение трёх лет 2 миллиона ефимков (1,35 млн. рублей).

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: