Екатерина Багратион: как жена знаменитого военачальника довела мужа до нищеты
15 сентября 1800 года весь высший свет Петербурга гулял на роскошной свадьбе бравого русского военачальника Петра Багратиона и обольстительной красавицы Екатерины Скавронской. Этот странный брак, устроенный по воле императора Павла I, с самого начала не предвещал ничего хорошего – слишком уж разными были жених и невеста.
Перст судьбы
В тот знаменательный год шефу Егерского лейб-гвардии полка, князю Петру Багратиону, имевшему прозвище «лев русской армии», шёл 35 год, однако, он ещё не был женат.
Косвенный потомок грузинского княжеского рода Пётр Иванович, приобретший особую популярность в столичном светском обществе после успешного Швейцарского похода под командованием Суворова, не мог похвастать значимыми победами на любовном фронте..
Одни склонны считать, что создавать семью генерал не спешил из-за военной службы, отнимавшей слишком много времени, иные полагают, что причина крылась в его излишне скромном характере и специфической кавказской внешности.
Помочь Багратиону в налаживании личной жизни, а заодно и оспорить поговорку, что все браки свершаются на небесах, решил император Павел I, прекрасно знавший генерала, поскольку его лейб-гвардии Егерский полк, занимался охраной правителя.
Бал
Случай найти кандидатуру на роль жены Багратиона представится на одном из весенних балов 1800 года. Сдержанно державшийся в стороне от суеты Пётр Иванович попался на глаза взбалмошной и своенравной 18-летней кокетке Екатерине Скавронской. Любившая флиртовать с мужчинами юная барышня, не сумев привлечь внимания военного, попросила о содействии в знакомстве графа Балашова. Тот исполнил пожелание красавицы, но Багратион предпочёл ретироваться, отказавшись от предложения соблазнительницы. Однако Екатерина, привыкшая добиваться поставленных целей, догнала уходившего с приёма генерала и шепнула ему, что негоже бравому солдату бежать от слабой девушки. Смелость обольстительной особы покорила сердце мужественного Багратиона, и он отчаянно влюбился в Екатерину.
Узнавший об этой сцене Павел I, недолго думая, решил организовать их брак. Багратион, счастливый, что на него обратила внимание столь очаровательная особа, был рад такому повороту событий. Иного мнения придерживалась Екатерина Скавронская, совсем не ожидавшая, что её шутка, будет иметь столь серьёзные последствия.
Свадьба
Служившая фрейлиной у императрицы и приходившаяся родственницей Павлу I по линии Екатерины I, молодая графиня совсем не хотела выходить замуж за Багратиона, поскольку была увлечена графом Павлом Паленом. Но тем не менее по принуждению со стороны императора, Скавронская насильно была выдана замуж за Багратиона.
На их свадьбе в роли шафера выступал сам император Павел I, а гости шептались о слишком очевидной разнице между женихом и невестой.
Вот, что на этот счёт писал очевидец событий граф Александр Ланжерон: «Багратион женился на внучатой племяннице кн. Потёмкина… Эта богатая и блестящая пара не подходила к нему. Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив. Его жена была настолько бела, насколько он был чёрен; она была красива как ангел, блистала умом, самая живая из красавиц Петербурга…».
Семейная жизнь
Не испытывавшая нежных чувств к собственному мужу взбалмошная Екатерина после медового месяца в Гатчине и возвращения в Петербург, не стала менять своих привычек и стиля жизни. Пока Багратион исполнял свой долг на военной службе, она предпочитала куражиться в обществе, демонстративно игнорируя супруга и, флиртуя на его глазах с другими мужчинами.
Единственно, зачем жена обращалась к Петру Ивановичу, были деньги, необходимые ей на бесконечные развлечения.
Занимавшаяся исследованием биографии Багратиона писательница Алла Бегунова в работе «Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I» предполагала, что одной из причин, по которой Павел I выбрал в жёны не слишком богатому генералу Скавронскую, было её богатое приданое.
Однако на деле вышло, что Екатерина не так сказочно богата, как о том верещали слухи. Оказалось, что распорядителем всех финансов в семье Скавронских с 1798 года стал граф Литта, ставший очередным мужем Екатерины Васильевны — матери Екатерины Багратион. Отчим не отличался щедростью души, а потому выделил падчерице весьма скромное приданое, которое она быстро и благополучно промотала.
Покончив с собственными средствами, расточительная Екатерина стала требовать финансовой поддержки от мужа, который, несмотря на аморальное поведение супруги, продолжал потакать всем её прихотям.
Деньги, деньги, деньги…
Багратион, по свидетельству современников, ведший скромный образ жизни и не брезговавший в военных походах вместе с солдатами спать на соломе и есть из общего котла, все 2280 рублей годового жалования отдавал жене.
Но эта сумма никак не могла удовлетворить грандиозные запросы его избалованной супруги, а потому в 1801-1802 годах бравый военный влез в крупные казённые долги, выплатить которые удалось только после продажи принадлежавшей ему деревни. Оставшиеся после сделки деньги он передал Екатерине, которая расправилась с ними всего за полтора года. Находясь в безвыходном положении, весной 1804 года Багратион вынужден был вновь влезть в долг, и одолжить на два месяца у Бартоломея Дефаржа 3381 рубль под весьма большие проценты. Однако в положенный срок он не расплатился, и заёмщик подал на него иск.
Начавшаяся в 1805 году военная кампания против Наполеона окончательно разделила супругов: Багратион отравился на фронт, а Екатерина упорхнула на лечение в Вену, где она очень быстро обросла долгами, рассчитываться с которыми предстояло её супругу.
Жили врозь, а дети были
Екатерина Багратион, которая из-за любви к облегающим платьям из полупрозрачных тканей звалась в Европе «Обнажённым Ангелом», даже и не помышляла хранить верность воевавшему мужу. Открыто изменяя генералу с иностранными политиками, поэтами, дипломатами и членами королевских семей, она нисколько не беспокоилась о чести его имени.
А влюблённый Багратион, всё ещё пытался спасти их брак, и посылал ей письма с просьбой вернуться домой.
Но Екатерина была непреклонна в своём желании жить отдельно от него, прикрываясь тем, что ей требуется постоянное лечение.
Более того в 1810 году, состоя в официальном браке с Петром Ивановичем, она родила дочь Клементину от своего дрезденского любовника Клеменса Меттерниха.
Не имевший общих детей с Екатериной Багратион, под давлением уже императора Александра I, признал незаконнорожденного ребёнка жены своим, но даже этот унизительный для мужественного солдата шаг не помог ему вернуть супругу.
Неудавшаяся личная жизнь была единственным и самым позорным поражением героя Отечественной войны 1812 года князя Петра Багратиона, смертельно раненного в Бородинском сражении.
Екатерина Багратион, пережила своего первого супруга на 45 лет, не меняя фамилию, ещё раз неудачно вышла замуж, развелась и продолжила путешествовать по Европе, заслужив прозвище «Блуждающая княгиня».
Читайте наши статьи на Дзен