Почему на Руси царей не хоронили в земле
Со времен Ярослава Мудрого русских правителей не хоронили в земле. По византийской традиции для них устраивали специальные усыпальницы. Впрочем, погребальная церемония сильных мира сего и во многом другом отличалась от похорон простых смертных.
Места захоронения
Самые знаковые царские усыпальницы расположены в Санкт-Петербурге и Москве. Но если в усыпальнице Петропавловского собора похоронено большинство российских правителей и членов их семей, то московских князей и царей хоронили в Архангельском соборе Кремля. Всего там находится 56 захоронений. Первое – Ивана Калиты, последнее – 14-летнего Петра Второго.
Изучая ритуалы императорской России, историк М. Логунова в одной из своих монографий писала, что из-за отсутствия подвала в Петропавловском соборе для каждого умершего царя приходилось выкапывать могилу глубиной до 2 метров, предварительно снимая тяжелые плиты с пола. Каждый склеп выкладывали кирпичом, при этом на каждом кирпичике высекали крест. Для вынутых при бальзамировании внутренностей на дне склепа ставили отдельную урну.[С-BLOCK]
Царские надгробия
До тех пор, пока над могилой не установят постоянное надгробие, ее охранял почетный караул. Первоначально могильные плиты для усыпальниц русских царей в Петропавловском соборе изготавливали из мрамора, реже – их путиловского камня. Временную плиту после похорон обязательно накрывали пологом из парчи.
В 1865 году после реконструкции царские надгробия в Петропавловском соборе заменили белоснежными саркофагами из каррарского мрамора. На их верхней грани разместили бронзовые кресты, по углам — фигуры орлов, в голове – доску с именем, титулом, датой и местом смерти и датой погребения умершего царя или царицы. Отличаются от других там только могилы Александра Второго и императрицы Марии Федоровны. В 1906 году на них были установлены новые плиты из полудрагоценных камней – зеленой яшмы и розового орлеца.[С-BLOCK]
Княжеские похороны по-русски
В «Древней российской вивлиофике» Н. Новиков подробно описывает чин погребения царевны Татьяны Михайловны – единственной тетки Петра Первого. Это повествование особенно ценно тем, что царевну похоронили в Вознесенском монастыре Московского Кремля в точном соответствии со старой русской традицией.
На следующий день после смерти тело великой княжны уложили в гроб, покрыли расшитым золотом зеленым атласом, вынесли на площадь и поставили на обитый алым сукном одр, чтобы все желающие могли проститься с царевной.
Затем гроб понесли в Вознесенский монастырь, при этом духовенство с иконами и крестами возглавляло похоронную процессию. За ними шли певчие. Далее – несли крышку гроба с брусничного оттенка покровом, расшитым золотыми и серебряными узорами. За гробом шли родственники – каждый в руке держал свечу. Замыкали шествие бояре, приближенные к царской семье лица, стряпчие, стольники – все в черных одеждах и также со свечами. Сопровождалось шествие колокольным звоном.
В тот день Петр Первый впервые приказал, чтобы на протяжении 40 дней у погребенного тела умершей тетки «дневали и ночевали» бояре и окольничие. Традиционный 40-дневный караул стал обязательным при погребении царственной особы.
Первые царские похороны по западному образцу
Статус великокняжеской усыпальницы Петропавловский собор получил только после смерти Петра. Именно его похороны положили начало традиции погребения царей на иноземный манер. Как известно, русский император скончался ранним утром 28 января 1725 года. Специальная траурная комиссия во главе с графом Яковом Брюсом разработала четкую программу церемонии на новый лад. 13 февраля набальзамированное тело императора выставили в богато украшенном зале старого Зимнего дворца, чтобы подданные на протяжении 40 дней имели возможность проститься с правителем. За 2 дня до похорон издали специальный указ – закрыть все лавки и кабаки, чтобы избежать «шуму и ссор».
В день похорон от дворца до собора дорогу выстелили песком и еловым лапником. Более тысячи гренадеров в парадной форме образовали «живой коридор», по которому под колокольный звон пронесли тело Петра и его дочери Натальи (она умерла в марте, немногим пережив отца). Колокольный звон прерывала пушечная пальба – и это стало одним из новшеств похоронного ритуала русских императоров. Поучаствовать в похоронной процессии можно было лишь по специальным билетам – их отсылали только избранным лицам. Отдельные билеты выправляли кучера для проезда в крепость.
Похоронная процессия во главе с гвардейскими унтер-офицерами была многочисленной: музыканты с трубами и литаврами, придворные, иноземные купцы, знатные дворяне. Часть публики провожавшей царя в последний путь несла в руках знамена и гербы (Российской Империи и личные петровские). Черный и золотой рыцари вели личного коня Петра. А вот духовенство в нарушение старорусской традиции замыкало шествие.
После отпевания тело царя слегка присыпали землей. Закрытый императорский гроб оставили посреди временной часовни на 6 лет. Только в 1731 году была построена постоянная усыпальница, в которой тело Петра покоится в двойном гробу: дубовом внешнем и запаянном металлическом внутреннем.
Мода на мавзолеи
Традиции возводить мавзолеи придерживались многие знатные люди, не только царской фамилии. Во многих дворянских усадьбах сохранилась часовенка или небольшой храм, которые служили и местом молитвы членов семьи, и их последним пристанищем. А в качестве примера постройки одного из самых изящных мавзолеев стоит вспомнить маленький храм в античном стиле, возведенный вблизи Петропавловского собора в честь Петра Третьего.
Интересно, что изначально его похоронили в склепе Александро-Невской лавры, но после воцарения Павла Петровича, останки убиенного царя с огромной помпой перенесли в Петропавловский собор. Были в похоронной церемонии и десятки трубачей, и золотой «рыцарь света» с «черным рыцарем» – символы вечной памяти об усопшем и государственного траура, и строй свеченосцев, и полки гусар с кирасирами, и колесница с саркофагом, где покоились останки Петра Третьего. Над склепом императора, кстати, закрепили корону Мальтийского ордена, украшенную бриллиантами, но в 1917 году она бесследно исчезла.
Читайте наши статьи на Дзен