Почему чалма является русским головным убором
Тюрбан или чалма, ассоциирующиеся сегодня исключительно с восточной культурой и бытом, когда-то был традиционным русским головным убором, который носили многие правители Руси. Более того, ряд исследователей, например, академик РАН А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский утверждают, что в платье восточных народов чалма пришла именно из русских национальных нарядов. В своем двухтомнике «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима» авторы приводят ряд аргументов, доказывающих, что именно татаро-монголы переняли ношение чалмы у русских, которые, в свою очередь, носили ее еще с дохристианских времен.
Впрочем, так считают не только они. Так, «Русский этимологический словарь» (т. 4, стр. 313), утверждает, что слово «челма, чалма» — древнерусское, однокоренное слову «чело». То есть, нечто, носимое на голове, головной убор. Аналогичным, тоже видоизмененным однокоренным словом «Словарь…» считает и слово «шелом», «шлем». Проследить традиции можно и самостоятельно, посещая музеи и рассматривая старинные гравюры и фрески в храмах и дворцах, в литературных источниках.
Например, на иконе «Ксения с житием» (находится ныне в Троице-Сергиевой Лавре, г. Сергиев-Посад, Московская область), написанной в 1551 году, есть изображение трех юношей, на голове которых — чалмы, украшенные перьями. Аналогичные головные уборы — на иллюстрациях в книге С. Герберштейна «Записки о Московии» (1576 г.), где в чалмах изображены принимающие иностранных послов знатные русские вельможи, государственные деятели. В том числе — великий князь, правитель Руси Василий Третий.
Французское издание «Описание вселенной, содержащее схемы мира» отражает на планах Москвы 17 века шестерых москвичей. Все они в чалмах. На памятнике Богдану Хмельницкому, установленному в Киеве, мы тоже видим чалму.
Старинные монеты хранят изображения в чалмах Ивана Грозного, Лжедмитрия, официально выдавшего себя за сына Ивана Грозного. Есть и более ранние источники. Так, в «Радзивиловской летописи» есть изображение сцены погребения княгини Ольги (969 г.). Склонившийся над гробом безутешный сын — Святослав Игоревич — в чалме на голове. Есть и более поздние изображения князя, тоже в чалме. В книге-исследовании РАН «Восточные мотивы в миниатюрах Радзивилского списка» Келлина Н. С., Пружановской М. В. и Соловьева И.
В. можно найти целый список знатных россиян прошлого, носивших чалму. Среди них — Ярослав Мудрый и его дружинники, плененный неизвестный киевский княжич, воины Романа Мстиславича, богатые рязанцы и другие.
На одном из портретов Петра Первого, ныне представленном в собрании Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга (автор неизвестен) император изображен в чалме. Правда, именно с петровских времен началась мода, иногда насильственно насаждаемая, на «европейское платье». И чалма как старинный русский головной убор постепенно ушла в прошлое, сохранившись лишь в национальных одеждах казаков.