Мусульманские ханства в центре Руси: зачем русские цари раздавали татарам свои земли
Одной из долгоживущих политических реалий Русского централизованного государства 15-17 веков были вассальные ханства в глубине его территории. Их владельцы пользовались правами удельных государей и властью над местным населением, среди которого были и русские православные люди. При этом сами ханы и их служилые люди оставались мусульманами.
Золотая Орда на службе России
С середины 15 века участилось поступление на службу к московским великим князьям татарских царевичей – выходцев из разных частей распадающейся Золотой Орды. Причиной такого перехода являлось изгнание царевичей с родины из-за политических распрей или их обеднение и поиск выгоды. Порой Московское государство становилось убежищем для свергнутых с престола казанских царей. Великие князья могли потом использовать их для возведения на казанский престол в результате очередного переворота, чтобы таким образом контролировать политику Казани. Это средство нередко применялось русскими государями до ликвидации независимости Казанского царства в 1552 году.
Мусульманские властители приходили на Русь не одни, а со своими служилыми людьми. Эта воинская сила поступала на службу Московскому государству и участвовала в его войнах. Великие князья и цари Москвы направляли татарских и ногайских ратников против своих противников на западе: Литвы, Польши, Ливонского Ордена, Швеции. Использовать же их против их единоверцев – крымских татар – было делом опасным..
Касимовское царство
Самое выдающееся место среди мусульманских ханств в центре Руси занимало Касимовское царство. Оно возникло в 1452 году. Перед этим, в 1445 году, казанский царь Мухаммед Великий разгромил под Суздалем и взял в плен московского князя Василия II. Царь согласился отпустить князя за большой выкуп. Для наблюдения за сбором и уплатой выкупа царь отправил на Русь одного из своих младших сыновей – Касима.
Касим приехал в Москву, а Мухаммед между тем умер. На казанский престол вступил его старший сын Махмуд. Василий попал в плен к своему сопернику Дмитрию Шемяке, который не стал платить татарам выкуп. Что было делать Касиму? Он выпросил у Шемяки в удельное владение город Звенигород. Потом Василий одолел своего противника, а Касима привлёк к себе на службу тем, что дал ему ещё более богатое владение – Городец Мещёрский с обширной прилегающей страной, населённой в основном мордвой и мещеряками.
Городец Мещёрский изменил своё название на Касимов. К Касиму начали стекаться другие татары, недовольные порядками на своей родине. Все они получали в Мещёре населённые земли с правом собирать с них всевозможные подати. Так было положено начало автономному Касимовскому царству, просуществовавшему более двух веков.
Положение Касимовского царства в первое столетие его существования было уникально тем, что Московское государство регулярно выплачивало ему дань! Освободившись от власти Золотой Орды, Московская Русь не освободилась от даннических обязательств по отношению к династии Чингизидов. Так получают объяснение странные на первый взгляд выражения в завещаниях Ивана III и Василия III, где говорится о доле участия великокняжеских наследников в «ордынском выходе», то есть в уплате дани татарам.
По мнению российского историка Булата Рахимзянова, такие отношения между Москвой и Касимовым существовали по меньшей мере до середины 16 века, то есть до времени Ивана Грозного. Весьма вероятно, что верна гипотеза, предполагающая, что Касимовское царство первоначально было вовсе не служебным пожалованием московского великого князя татарскому царевичу, а казанским наместничеством для наблюдения за уплатой дани Москвою. Затем Касим проявил себя сепаратистом по отношению к Казани, но Касимовское царство всё равно осталось старшим, главным по отношению к Москве. И только в середине 16 века, после падения независимости Казани, роли переменились.
Внутреннее устройство Касимовского царства во многом напоминало царство Казанское. Татары были господствующим этносом над местными угро-финскими народностями. Из татар состояла феодальная элита этого государства. Как пишет Рахимзянов, «на территории ханства проживало и русское население. Каким образом строились отношения касимовского владельца с ним, не совсем ясно. Но в любом случае эти отношения претерпели заметную трансформацию после середины 16 века».
Господствующей религией в Касимовском царстве всегда оставался ислам. Касимовский царь и царевич, крестившись, терял право на престол. Так произошло во времена Ивана Грозного с царём Саин-Булатом, ставшим в православии Симеоном Бекбулатовичем. Правда, Иван Грозный за то на целый год пожаловал его титулом «великого князя всея Руси», а потом сделал пожизненно удельным князем Тверским.
После середины 16 века значение Касимовского царства в системе политических отношений Московского государства заметно снижается. Там несколько раз меняются правящие династии. Тем не менее, окончательно оно было упразднено только в 1681 году.
Ногайское ханство под Ярославлем
Почти целое столетие – с 1564 по 1656 год – городом Романовым (ныне Тутаев) под Ярославлем и его сельской округой владели ногайские мурзы. От них пошёл знаменитый род князей Юсуповых. Их фамилия происходит от мурзы Юсуфа. Его дочь – знаменитая последняя казанская царица Сююмбике, взятая в плен русскими войсками в 1552 году. Его сыновья Юнус и Алей пошли на службу к московскому царю Ивану Грозному и получили от него в кормление город Романов с прилегающими волостями.
Вместе с сыновьями Юсуфа в Романов пришли многочисленные ногайские воины, которым были розданы под Романовым поместья с русскими крестьянами. Ногайцы оставались мусульманами. Но их власти целиком подчинялось русское население города и уезда, включая помещиков. При царе Алексее Михайловиче в середине 17 века потомки Юсуфа, владевшие Романовым, согласились принять православие, и экстерриториальному мусульманскому владению под Ярославлем пришёл конец.
Временные владения
Третий разряд мусульманских анклавов в Московском царстве составляли земли, которыми татарские цари и царевичи владели время от времени, на основе личного пожалования. При этом наблюдалась определённая система в таких пожалованиях: великие князья и цари давали татарам в кормление одни и те же города.
Чаще всего этой участи подвергалась Кашира. С 1496 по 1533 год она четыре раза в общей сложности шестнадцать лет принадлежала казанским царям Магмед-Аминю, Абдул-Летифу и Шиг-Алею. Есть сведения, согласно которым татары владели Каширой непрерывно с 1497 по 1526 год. Также в уделы татарам в разное время отдавались Звенигород, Серпухов, Юрьевец Поволжский. Владения этого рода ограничивались горожанами и крестьянами. Местные русские помещики имели иммунитет от власти татарских царей.
Феномен мусульманских владений в центре Московского государства был формой симбиоза двух национальных компонентов, в который постепенно трансформировалось золотоордынское «иго».
Читайте наши статьи на Дзен