В каких случаях донские казаки брали в жены мусульманок
С XVI по конец XVIII века женитьба донских казаков на мусульманках была обычной практикой. Такое положение вещей объяснялось рядом объективных причин, позволившим казакам создать свою самобытную общность.
А девушки потом
Первые казаки, появившиеся на берегах Дона в 1550 году, в подавляющем большинстве не имели ни жен, ни детей. Их вольное существование, сопряжённое с опасностями, лишениями и постоянными военными походами, не располагало к обзаведению семьей. Но с течением времени, когда донцы отошли от полукочевого образа жизни и стали строить собственные дома, у них возникла потребность в женитьбе. Уходя на службу, они оставляли хату на жинку, которая должна была управиться не только с хозяйством, но и с воспитанием детей. Именно поэтому выбор невесты был делом не простым, она должна была быть красивой, воспитанной, опрятной и здоровой.
Ясырки
Всё эти черты казаки обнаруживали в ясырках, иными словами в пленённых ими женщинах-мусульманках, которых они в большом количестве свозили на Дон из своих многочисленных военных походов.
Известно, что в 1635 году в результате всего нескольких удачных атак на турецкие укрепления и городки азовского побережья, казаки сумели взять в плен приблизительно 1700 турчанок. Все они впоследствии были крещены в православие и, получив христианские имена, стали казачьими жёнами.
Но когда в XVIII веке император Пётр I своим указом запретил казакам отправляться в походы на территорию Турции, донцы стали привозить невест из кавказских селений.
В связи с этим показательны слова путешественника Манштейна, который рассказывая о бригадире донцов, Краснощёкове, писал, что «гроза Кавказа», совершив набег в горы, привёз с собой до 10 000 ясырок: чеченок, кабардинок и черкешенок.
К тому же выбрать спутницу жизни, а потом и выкупить её можно было на невольничьих рынках, располагавшихся в мусульманских городах каспийского побережья, в том числе в Астрахани, Баку и Дербенте. Так супругой казака могла стать не только крещеная турчанка, но и туркменка, калмычка, персиянка.
В 1734 году на Дону побывал немецкий этнограф Паллас отмечавший, что «казачки городка Черкасск одеваются по-восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи».
Психологические причины
Перебравшиеся на берега Дона в поисках вольной жизни молодые люди, всеми силами старались дистанцироваться от остальных жителей Руси, гнувших спину на бояр. Не желая иметь ничего общего с холопами, зависевшими от произвола хозяев, они не только объединились в Казачий Круг, но и старались не брать в жёны бывших соплеменниц. В качестве спутниц жизни они выбирали девушек, принадлежавших народам, никогда не знавшим неволи. Целью такого выборочного отношения было нарождение потомства, полностью лишенного рабского самосознания. Не случайно одна из казачьих пословиц гласит: «Бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону».
Имея непокорный характер, эти женщины воспитывали в детях страсть к свободе и бесстрашие, одновременно внося в жизнь станицы частицы своих обычаев, которые со временем сплелись в единую казачью культуру.
К тому же донцы стремились разбавить свою русскую кровь чужеземными генами, чтобы спустя несколько поколений, полноправно заявлять о своей национальной самобытности.
На эту роль прекрасно подходили пленённые иноверки: турчанки, черкешенки, персиянки, татарки и ногайки, которые приняв православие, давали жизнь чернобровым казакам и казачкам.
Политические причины
Одной из причин популярности женитьбы казаков на турчанках была сложившаяся на тот момент политическая ситуация.
Целых три столетия, начиная с XVI века, Россия постоянно конфликтовала с Турцией, а казаки, получившие от царя Алексея Михайловича статус пограничной армии, были в авангарде этих войн.
Обороняя границы государства на Каспии, под Азовом и в Крыму, и даже проникая вглубь Османской империи, донцы всегда возвращались домой с богатыми трофеями. Помимо золотых и серебряных украшений, шикарных тканей, чеканной посуды и восточного оружия, они привозили с собой полонянок, иначе говоря, пленниц.
Эстетические причины
Казачий выбор в пользу мусульманок объяснялся ещё и эстетическими причинами. В издевательском письме, адресованном турецкому султану, казаки из-под Азова писали: «А жен себе красных (красивых) и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем».
Яркая внешность южанок пленяла и обезоруживала казаков, которые с удовольствием делали пленниц хозяйками своих куреней. Поскольку донцы из походов привозили только красавиц, вскоре в их станицах стали появляться удивительно симпатичные детишки, какие всегда рождаются в межэтнических браках.
Кстати, о положительном влиянии смешанных союзов на генезис казачьего народа, писал ещё историк и участник Русско-турецкой войны 1828—1829 годов, Василий Сухоруков. Он же отмечал, что донские казачки являются обладательницами «пламенных черных глаз и здорового румянца на щеках».
Похожее мнение в 1834 году высказывал историк Брюневский, который посетив Черкасск, говорил: «Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону».
К слову не только донские казаки женились на иноверках. Аналогичным образом поступали терские казаки, выбиравшие в качестве спутниц жизни дагестанок, чеченок или иных горянок, а также уральские (яицкие) казаки, предпочитавшие связывать свою судьбу с сартянками и ногайками. Только сибирским казакам, осваивавшим восточные регионы Российской империи, неоткуда было взять жён, и тогда чтобы не жениться на аборигенках, они писали донцам письма с просьбой «шлите нам баб», и те отправляли ясырок в Сибирь.
Только казачки
С конца XVIII века в казачьем обществе закрепилась традиция жениться только на станичных красавицах. К этому времени разросшееся казачье сословие в изобилии располагало собственными девицами, а потребность брать невест со стороны полностью изжила себя.
Сложившийся за предыдущие века генофонд позволял казакам выделяться своей наружностью и культурным укладом среди представителей окружавших их этносов. Желая сохранить и преумножить свою самобытность, донцы перестали брать жён из других народов. Свадьбы с «ясырками» стали осуждаться. Особенно редко они связывали себя узами брака с украинцами и русскими, населявшими все примыкавшие к области Войска Донского территории.