Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-06-06 11:00:49

Почему в окружении Чингисхана было много христиан

В XIII веке монгольские орды, выбравшись из родных степей, стремительной лавиной накрыли чуть ли не половину всей Евразии. Под властью завоевателей оказался Китай, разрозненные княжества Древней Руси, Волжская Булгария и множество других держав, как больших, так и малых.

Еще современники обращали внимание на то, что от гнева монголов не так сильно пострадали православные церкви, завоеватели не стремились бороться с религиями покоренных народов. Чем могла быть вызвана подобная веротерпимость? Отчасти тем, что среди самих монгольских воинов было довольно много христиан.

Пентархия

Традиционно монголы (как, кстати, и первые тюрки) исповедовали предельно архаичную форму религии, называемую тенгрианством. Это учение было отлично большой древностью и, в сущности, сводилось к почитанию Отца-Неба и Матери-Земли. Оно не содержало священных текстов, передаваясь изустно. Однако монгольское общество отличалось достаточно высоким уровнем веротерпимости, благодаря чему в одной армии могли сражаться представители разных религий. В том числе, среди монголов было достаточно много христиан.

Правда, они не относились к пастве римских понтификов или византийских патриархов, а исповедовали другую, почти угасшую в наше время разновидность христианства, которую мы сегодня называем несторианством (что не совсем правильно, о чем будет сказано чуть ниже). Здесь придется отступить в самую глубь веков и разобраться с тем, кто же такие несториане и где они появились.

В первых веках нашей эры весь христианский мир был поделен на сферы влияния пяти патриархов. Эта система, именуемая пентархией, существует и в наше время, хоть и размеры паствы и влияние на умы первосвященников разных христианских церквей уже очень давно неравны. Эта система сложилась ещё в V веке нашей эры, на излете существования Римской Империи и, фактически, наделяла глав самых крупных епископских кафедр широкими правами. Церкви, входившие в состав пентархии, принято называть по городам, в которых жили христианские патриархи. Самой известной и самой на настоящее время многочисленной из них является Римская церковь. Фактически, к V веку римские понтифики (которых тогда еще называли «викариями», а не папами) были равными по правам и авторитету другим членам пентархии, а свою власть и выдающееся могущество сумели нарастить значительно позже, в Средние века. Второй центр пентархии располагался в египетском городе Александрия, этой древнейшей церкви был нанесен большой урон во время арабского завоевания Египта. В наше время эту церковь чаще всего называют «коптской», так как ее паству составляют преимущественно коренные жители Египта (собственно, копты, потомки строителей пирамид). Третий центр – Иерусалим. Четвертый – Константинополь, именно этот центр является прародителем всех православных церквей современности (кроме армянской церкви, которая, строго говоря, не совсем православная). Последний же, пятый, патриарший престол располагался в Антиохии, на месте нынешнего города Антакья в Турции.

Пик несторианства

Миссионеры антиохийских патриархов занимались активной просветительской деятельностью с жителями восточных стран. Где-то в это же время среди других христиан возникло ошибочное мнение, согласно которому эти священники проповедовали учение византийского богослова Нестория и их начали называть несторианами. Эта изначально неправильная традиция, укрепившись в исторической науке, продолжается и по сей день.

В скором времени деятельность миссионеров принесла обильные плоды: они сумели обратить в христианство жителей Средней Азии, юга Западной Сибири, Персии. Центром христианского мира востока стал Самарканд. Несторианство, хоть и серьезно потесненное исламом, сумело сохраниться до времен становления Монгольской империи. Весьма вероятно, что на момент начала Средневековья именно несторианская церковь насчитывала наибольшее количество прихожан во всем мире.

Несторианские проповедники обладали настолько большим весом в монгольском обществе, что сумели стать инициаторами одного из самых странных и нетипичных крестовых походов в истории, получившего в исторической науке название «Желтого» (1256-1260). Монгольские армии под руководством полководца-христианина Китбуга проникли на территорию Ближнего Востока и, объединив силы с участниками европейского седьмого крестового похода, обрушились на местное арабское мусульманское население.

Закат несторианства

Закат несторианства был предопределен стремительным ростом влияния ислама в Центральной Азии и непостоянством монгольских вождей. От религии, которая ранее объединяла миллионы людей по всему региону, уже к XIV веку осталось совсем немногое. Примечательно, что слухи о мощной христианской державе где-то далеко на востоке широко распространились в странах запада и на Руси. Это породило достаточно устойчивую легенду о могучем и мудром правителе-священнике, которого католики знали под именем пресвитера Иоанна, а русские книжные люди называли его Царем-попом Иваном.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: