Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-06-11 15:55:39
Ярослав Бутаков

Как русские помогли Англии захватить голландский флот и что за это получили

В 1798 году всероссийский император Павел I согласился принять участие в новой европейской коалиции против Французской республики. Душой и деньгами коалиции была Великобритания, а содействие ей войсками собирались оказать Австрия, Россия, Турция и Неаполитанское королевство.

Общий план коалиции

Стратегическим планом предусматривалось наступление на Францию по всем фронтам. Сперва следовало ликвидировать систему дочерних «республик» – буферных государств, созданных Францией вокруг своих границ в предыдущие годы. В Южной Италии против Римской и Парфенопейской республик действовали английская и русская эскадры Нельсона и Ушакова и русский экспедиционный корпус.

В Северной Италии против Цизальпинской республики сражалась русско-австрийская армия под общим начальством Суворова. Против Гельветической республики (Швейцарии) действовал русский корпус Римского-Корсакова с приданным ему корпусом французских роялистов принца Конде. Понятно, что противниками союзников были не марионеточные «республики», а французская республиканская армия. На Рейне готовилась нанести удар непосредственно по Франции сильная австрийская армия.

Одной из целей общеевропейской кампании была Батавская республика, созданная французскими захватчиками на месте Нидерландов. Английские стратеги полагали, что большинство населения Нидерландов желает возвращения к власти статхаудера Оранского. Как и все прочие операции той войны, Голландская экспедиция готовилась под легитимным знаменем – восстановления законной династии. Лондонский кабинет Уильяма Питта-младшего предложил Павлу I отправить сухопутные войска для участия в этой операции.

План голландской экспедиции

Англия брала на себя абсолютно все расходы по перевозке и снабжению союзной армии и обеспечивала операцию действиями своего флота. Туманный Альбион ловко использовал легитимистские иллюзии своих коллег для реализации собственных интересов. Пусть эти континентальные европейские монархи тешатся мечтой о восстановлении тронов. Для Британии было наиважнейшим нанести окончательный удар своей старинной сопернице на морях – Голландии. Французы уже потрудились над этим. Они могли удовлетвориться сушей. Англия желала овладеть голландским флотом, который, действительно, в массе своей желал служить Оранским.

Никаких собственных геополитических интересов в этом предприятии Россия не имела. Даже если представить, что уничтожение Французской республики и восстановление династии Бурбонов на французском троне отвечали русским интересам, то в этом случае следовало сосредоточить больше войск на тех направлениях, с которых можно было вторгнуться во Францию. Это могла быть Южная Германия или Северная Италия. Операция в Голландии была бессмысленной с точки зрения достижения конечной цели, отвлекала и распыляла силы.

Поставив превыше интересов своей страны понимаемый им союзный долг, император Павел согласился дать англичанам русский армейский корпус для решения чисто английской задачи.

Русский экспедиционный корпус насчитывал 17 с половиной тысяч бойцов. Он был поставлен под командование генерала саксонского происхождения Германа фон Ферзена. Тот почти не имел никакого боевого опыта, так как занимался в русской армии исключительно штабной работой по части картографии. Англичане соглашались выставить 8 тысяч пехоты.

Боевые действия должны были происходить в сложных условиях. Они предусматривали высадку на низком и бурном морском побережье и взятие опорных пунктов противника в дюнах. В любые времена это считалось мясорубкой и самоубийством.

Захват флота и бессмысленные атаки на суше

Французы под командованием генерала Брюна и их голландские союзники не стали оборонять береговую полосу, которая легко обстреливалась английской корабельной артиллерией. 16 августа 1799 года началась высадка англо-русских войск. По сути дела, уже 20 августа задача англичан была выполнена, так как на их сторону перешёл в полном составе весь голландский флот. Оставалась только цель-фантом: восстановление власти Оранских в самих Нидерландах, но для этого теперь требовалось завоевать страну, занятую французской армией.

Англичане, естественно, пытались показать, что явились в Голландию не только для захвата флота. 7 сентября все союзные войска собрались на берегу. На следующий день союзники повели атаку на городок Берген, где окопались французы. Исход атаки был предрешён самим характером местности и командиров. Генерал Ферзен сразу попал в плен. Союзники потеряли 4000 бойцов, из которых три тысячи были русскими.

Но английский командующий герцог Фредерик Йоркский собирался воевать до последнего русского солдата. 25 сентября был произведён новый штурм, в результате которого русские потеряли 2500 людей, англичане – несколько сотен.

Лагерь союзников переполнился ранеными и больными. Герцог Йоркский, кляня неспособность русских (!), объявил, что вынужден спасти остатки армии и пойти на мир. По условию, подписанному с генералом Брюном, стороны разменивались пленными, и союзникам разрешалось беспрепятственно эвакуироваться. Про голландский флот в перемирии не было ни слова. То есть, он уходил с англичанами. Англия, как обычно, проиграв битву, выиграла кампанию.

«Благодарность» англичан

На этом злоключения русского экспедиционного корпуса не закончились. Наверное, никогда уже не будет восстановлена по документам история русского лагеря на Нормандских островах Джерси и Гернси, где в течение зимы 1799/1800 года голодали и умирали брошенные своими английскими союзниками тысячи русских солдат. Только в сентябре 1800 года британцы выделили корабли для их эвакуации.

Тут необходимо заметить, что русские, попавшие в ту же войну 1799 года в плен к французам, вернулись домой гораздо скорее. Ещё в январе 1800 года Наполеон Бонапарт, ставший первым консулом Французской республики, в знак доброй воли и примирения с русским царём, распорядился отпустить в Россию всех русских военнопленных, пошив им форму и дав провиант на дорогу за счёт Франции. Этот контраст между поведением английского «союзника» и французского противника произвёл глубочайшее впечатление на Павла I.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: