Какие знаменитые иностранцы навсегда остались в России
Россия – страна гостеприимная. С давних пор иностранцам по своей воле или вопреки ей приходилось «застревать» в нашей стране.
Елисей Бомель: штатный кудесник
Иван Грозный был славен своими странными пристрастиями. Это касалось и его методов управления, и тех людей, кто входил в его окружение. Как известно, самодержец страдал манией преследования, боялся внезапных хворей и отравлений. Самое логичное было держать лучшего «отравителя» поближе к себе. Елисей Бомель в этом деле был лучшим и он был лейб-медиком при Иване Грозном. Бомель был не столько доктором, сколько алхимиком и даже магом.
Он уверял, что может вызывать пожары и стихийные бедствия. Надо ли говорить, что ни народ, ни бояре его не любили. Когда Грозный был в Новгороде, бояре донесли, что голландский кудесник готовит против него заговор. От греха подальше Елисея вздёрнули на дыбе и сожгли.
Джимми Лингет: «пиф-паф» по-шотландски
Джимми Лингет был шотландцем по происхождению. Этот «доблестный воин и благородный человек», по словам Джерома Горсея, в XVI веке возглавил отряд шотландских наемников на службе у русского царя. «Двенадцать сотен этих солдат сражались с татарами успешнее, чем двенадцать тысяч русских с их короткими луками и стрелами. Крымские татары, не знавшие до того ружей и пистолей, были напуганы до смерти стреляющей конницей, которой они до того не видели, и кричали: «Прочь от этих новых дьяволов, которые пришли со своими метающими «паффами». Это очень развеселило царя.
Позднее они получили пожалования и земли, на которых им разрешалось поселиться, женились на прекрасных ливонских женщинах, обзавелись семьями и жили в милости у государя и его людей». В общем, идиллия, да и только. Наёмник Лингет прижился в России.
Сын разведчика
В 1621 году Артур Ди , сын знаменитого ученого и алхимика Джона Ди, прибыл на службу лейб-медиком ко двору Михаила Федоровича. Самого Джона Ди долго уговаривал стать лейб-медиком еще Борис Годунов, и вот спустя несколько десятилетий в Кремль прибыл его любимый сын. В Москве ему назначили большое жалованье — 250 рублей в год и ежемесячно «на стол» 72 рубля — всего 1114 рублей серебром. Артемий Иванович не только лечил царя Михаила, но и преподавал ему основы алхимии и физики.
По легенде, под руководством этого англичанина часть алхимических опусов были зашифрованы в изразцах Царских Палат Ипатьевского монастыря, любимой обители первых Романовых. Ди пробыл в Москве 14 лет, в течение которых он занимался развитием отечественной фармацевтики и писал свой знаменитый алхимический трактат Fasciculus Chemicus. Есть версия, что Артемий Иванович Дий выполнял роль резидента английской разведки. Отец Артура считается создателем первой разведки, поэтому версия имеет право на существование.
Читайте наши статьи на Дзен