В каком году на Руси исчезли бояре
27 января 1750 года не стало князя Ивана Юрьевича Трубецкого. Знатный вельможа, бывший другом и соратником самого Петра Алексеевича Романова, покинул наш мир в возрасте 82 лет. Любопытно, что вместе с этим пожилым государственным деятелем сошло с исторической сцены и старинное русское боярство. Как же так вышло, что распространённая ранее прослойка феодальных владык полностью истончилась и исчезла?
История боярства
Касательно самого слова «боярин» есть множество разных мнений. Кто-то считает, что оно имеет исконно славянское происхождение, восходит к слову «бой», и таким образом в переложении на реалии современного русского языка означает что-то вроде «люди войны», «люди битвы». Большинство ученых думает, однако, что тут не обошлось без заимствований из языков кочевников-тюрков. Сложность этой версии кроется в том, что исходное тюркское слово так и не было найдено специалистами. В речи простонародья термин за несколько веков деформировался и со временем превратился в слово «барин».
На заре Средневековья боярство получило очень широкое распространение: этим титулом именовалась знать русских, славян юга и Балкан (хорватов, словенцев, сербов, болгар), жителей Великого княжества Литовского. Термин и закрепленное за ним явление перешагнули границу расселения славян и прижились на территории православных романских народностей – молдаван и румын. Причем у последних заимствование пустило настолько глубокие корни, что боярство там просуществовало аж до второй половины XIX века.
История появления боярства на Руси уходит своими корнями в глубочайшую древность, в X-XI века. Тогда они сочетали в себе ряд функций: воинскую и административную. В первую очередь – они занимали центральное место в тогдашней системе налогообложения, т.н. «полюдья». Фактически, от них требовался сбор с последующей доставкой собранного у крестьянства ко княжескому двору (таких людей иначе называли «путными боярами»). Вторая функция – военная. Не совсем ясно, были ли у них на тот момент какие-то свои небольшие укомплектованные отряды солдат («боевых холопов», как тогда было принято говорить на Руси). Возможно, что и необязательно. Вероятно, они представляли собой элиту войска, телохранителей и ближайших подручных правителя. Фактически, бояре стали самыми первыми представителями служилой родовой знати на Руси. Немногим позже им начали перепадать земли в личное владение, а с XII века титул перестал быть выборным, а стал потомственным, что существенно увеличило мощь боярства.
Со временем бояре сосредоточивали в своих руках все больше и больше власти, они вступили на запутанную тропинку русских раннефеодальных интриг и стали оказывать все большее влияние на политическую жизнь регионов. Примечательно, что боярская служба была лишь условно связана какими-то клятвами и обетами: по мере надобности или по желанию они могли спокойно отбыть в свой удел, никого не предупредив, а в случае феодальных междоусобных войн часто переходили от своего правителя к князю-противнику.
Падение боярства
Как видно, система боярства далеко не всегда была эффективна: это была бурлящая смесь из феодальной необязательности, личных амбиций и исторических пережитков. Если для междоусобных войн с соседом из-за трех гектаров земли на опушке леса боярство еще хоть как-то и подходило, то для роста государства и борьбы с захватчиками – уже явно нет. Поэтому на смену боярам пришла более прогрессивная элита – дворянство.
Основное отличие между ними крылось в том, что дворянство было обязано служить князю. В случае общей мобилизации дворяне должны были явиться на зов своего господина с установленным количеством солдат («пеше, конно и оружно», как писалось в старинных хрониках). В том случае, если дворянин не выполнял свой долг – его ожидали крупные неприятности. В архивах старых русских городов сохранились списки воинских смотров дворянства, где было очень четко расписано, кто, откуда и когда пришел, сколько привел с собой боевых холопов, как они были вооружены, какие имели при себе доспехи и т.д. Там же фиксируются причины, почему какие-то представители этого служилого сословия не сумели оказаться на смотре. Причины, как правило, очень уважительные – тяжкие болезни, ранения, смерть.
Боярство же не было обязано нести такую строгую повинность. Абсолютно очевидно, что из основной боевой мощи боярство стремительно превращалось в главную помеху на пути к величию державы.
К радикальному решению боярской проблемы приступил лично царь Иван Васильевич Грозный. Он изрядно настрадался от боярских интриг в юности, а количество вызовов на международной политической арене так сильно возросло, что перекраивать армию на более эффективный манер нужно было без промедления.
Одним из инструментов борьбы с боярством и стала печально известная опричнина, царские прислужники разоряли боярские родовые гнезда, отнимали земли, которые потом передавали дворянам. Постепенно количество бояр стало физически сокращаться, они начали беднеть и к XVIII столетию почти полностью растеряли весь свой вес в обществе, а потом и вовсе растворились в стремительном потоке истории.
Что же до их противников – дворян, то они в какой-то мере повторили судьбу своих предшественников. В 1785 году Екатерина Великая подписала «Жалованную грамоту дворянству». Отныне русские дворяне лично более не несли обязательной воинской повинности, а могли заниматься тем, чем им заблагорассудится. Фактически, после этого разница между двумя сословиями сильно истончилась: хоть служба в войсках и осталась престижной, многие дворяне начали вести праздный образ жизни, а права владения землей и крестьянами превратись в простую привилегию.
Читайте наши статьи на Дзен