Подзатыльник всем гостям: самый необычный обряд эскимосов
Эскимосы – это один из коренных малочисленных народов севера. Они обитают в Канаде, на Аляске, на острове Гренландия, а также на востоке Чукотки. Сами себя эскимосы называют инуиты (люди). Прозвание «эскимосы» дали им соседние племена индейцев, на их языке это значит «те, кто ест сырую рыбу (мясо)», «сыроеды». От индейцев слово «эскимос» перешло и к европейцам.
Жизнь и быт эскимосов проникнуты глубочайшей архаикой, которая наложила свой отпечаток на многие обычаи этого северного племени. В частности, на этикет, многие требования которого представителям иных народов кажутся, мягко говоря, странными.
Особенности того, как эскимосы еще совсем недавно принимали гостей, описаны в дневниках полярного исследователя Амундсена. Много интересных сведений об эскимосской этнографии можно почерпнуть и в работе С. Арутюнова и Д. Сергеева «Древние культуры азиатских эскимосов».
Чужакам — удар по голове, своим — обнюхивание
Встреча с незнакомцем, который допущен к семейному столу и к ночевке в иглу (традиционное жилище эскимосов из снега) выглядит так: все мужчины семьи собираются у входа и по очереди дают гостю знатный подзатыльник. Он, впрочем, должен отвечать им тем же. Такой взаимный обмен тумаками продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не упадет.
Эскимосы – миролюбивый и гостеприимный народ. Колотя таким образом пришельца, они вовсе не намерены дать понять, что тут ему не рады. Напротив! Так они защищают гостя, а заодно, и самих себя.
Дело в том, что эскимосы по сей день, по словам историка и антрополога Дмитрия Опарина, сохранили верования предков – анимизм, то есть, представление о том, что мир полон духов, как добрых, так и злых. А вдруг как этот незнакомый человек принес с собой злого духа, который проникнет вместе с ним в жилище и наделает там бед? Отвешивая гостю подзатыльник, эскимос прогоняет от него злого духа, и ждет такой же любезности по отношению к себе.
У чукчей, которые обитают по соседству с эскимосами, бытовал сходный обычай встречать гостей. Завидев чужаков, они, по описаниям участников экспедиции Биллингса-Сарычева (1785-1795гг.) начинали бросать в их сторону камни. Это не знак агрессии, а действие, вызванное все той же необходимостью отогнать злых духов.
Зато своих друзей и родных, эскимосы встречают гораздо дружелюбнее. Этот ритуал получил название «эскимосский поцелуй», и заключается он в том, что люди соприкасаются кончиками носов и нежно обнюхивают друг друга. Истоки этого обычая специалисты видят не в вере в духов, а в гораздо более простых вещах. Традиционная одежда жителей заполярья не оставляет открытым ни одного участка тела, кроме носа и глаз. Поэтому целоваться или пожимать руки при встрече никак не получается.
Гостеприимство эскимосов
Получив свой законный подзатыльник от хозяина и ответив ему той же монетой, чужак превращается в гостя и может спокойно войти в жилище.
В иглу, несмотря на то, что сделаны они из снега, вполне тепло, поскольку и пол, и стены обильно покрыты шкурами, а само жилище отапливается лампами, в которых горит тюлений жир. Запах, конечно, так себе, но зато температура позволяет сбросить с себя тяжелые меховые одеяния. Находясь в доме, эскимосы раздеваются практически до трусов, точнее – до набедренной одежды, которая называется «наатсит», и очень похожа на новомодные стринги. Только сделаны эти «стринги» из меха. В наши дни такие наатсит можно увидеть по большей части в этнографических коллекциях, поскольку эскимосы уже оценили в полной мере изделия из хлопка.
Гостя, разумеется, угостят. Традиционная трапеза эскимосов и по сей день для человека со стороны может показаться не особенно аппетитной, но в условиях крайнего севера выбирать не приходится. Эскимосы едят рыбу и мясо сырыми или замороженными, подвяленными и даже слегка «ферментированными». Неизменными блюдами являются сырая печень тюленей и тюленья кровь.
После трапезы гостя уложат спать, да, весьма вероятно, не в одиночестве. Щедрый хозяин предложит ему свою супругу. Та возражать не станет, и гость, чтобы отплатить хозяевам за добрый прием, не посмеет отказаться. Обычай обмена женами называется «ареодярекпут». Он распространен не только среди эскимосов, но и среди чукчей. Объясняется он отнюдь не распутством, а стремлением продлить род. Эскимосов осталось очень мало (около 170 тыс. человек), живут они небольшими группами, в которых люди зачастую приходятся родней друг другу. Поэтому время от времени «обновлять кровь» жизненно необходимо. Эскимосские мужчины обмениваются женами с друзьями, предлагают своих женщин гостям, а иногда могут отправить супругу пожить в соседнее стойбище в надежде, что она «принесет в подоле». Понятия «незаконный ребенок» здесь не существует, все детки свои, и каждый – надежда на продолжение рода.
Впрочем, С. А. Арутюнов пишет о том, что в наши дни обычай обмена женами практически изжит.