Почему советские мусульмане смогли совершать хадж только после 1944 года
До Первой мировой войны Мекка и Медина принадлежали Османской империи и во время войн с ней правительство Российской империи запрещало своим подданным посещать её, но в мирное время (а такое выпало, например, непрерывно с 1878 по 1914 год) ежегодно тысячи российских мусульман совершали хадж.
После революции советское правительство поначалу не запрещало и не ограничивало хадж, но его массовости мешали обстоятельства, в которых очутился Аравийский полуостров в результате распада Османской империи.
Королевство Хиджаз
Мекка и Медина оказались в составе королевства Хиджаз. СССР признал Хиджаз и установил с ним в 1924 году дипломатические отношения. Но уже в следующем году Хиджаз был захвачен королём Неджда и присоединён к своему государству.
Возникло объединённое королевство Неджда и Хиджаза (с 1932 года – Саудовская Аравия). СССР также признал его в 1926 году, но проблема заключалась в том, что саудовская династия принадлежала к ваххабитам, а они долго относились к хаджу как к идолопоклонству. Поэтому после захвата Хиджаза сами саудовские власти стали препятствовать хаджу.
Выгоды ради
Только в 1928-м году хадж был официально разрешён, так как ваххабитские правители страны сочли, что он может принести им значительную выгоду – как материальную, так и в плане распространения своего политического и идейного влияния на мусульманские страны.
Однако к этому времени ужесточение режима выезда началось в самом СССР, а в 1938 году СССР вовсе разорвал дипломатические отношения с Саудовской Аравией.
Хадж из СССР возобновился в конце Второй мировой войны, при этом дипломатических отношений между СССР и КСА не было до 1991 года. В 1944 году Совет по делам религий при Совнаркоме (с 1946 года – Совете Министров) СССР поручил Духовному управлению мусульман Казахстана и Средней Азии подготовить группу мусульман для совершения хаджа.
Историк В.А. Ахмадуллин считает, что эта политическая акция была призвана продемонстрировать западным союзникам СССР его новый курс на открытость во внутренней и внешней политике. Возможно, в мотивах этого организованного паломничества важную роль играло стремление Сталина к усилению политического влияния СССР в странах ислама.
Первый хадж
Ведь после Второй мировой войны он пытался присоединить к СССР часть Ирана и Турции, получить мандат ООН на управление Ливией. В хадж в ноябре 1944 года отправились шесть мусульман, причём после его совершения они проехали по мусульманским странам и вернулись в СССР в феврале 1945 года.
В дальнейшем подобные хаджи стали ежегодными. Отбор кандидатов производился самым тщательным образом. Паломники должны были быть абсолютно лояльными к власти КПСС, обладать высоким уровнем образования, хорошо знать Коран и мусульманскую обрядность, уметь демонстрировать превосходство советского образа жизни и доказывать в политических разговорах, что в СССР существует полная свобода совести и отсутствует всякое преследование религии или дискриминация мусульман.
Только для членов партии
При этом членство в партии считалось положительной характеристикой для позволения отправиться в хадж (таким образом, открытое исповедание ислама считалось у советских руководителей совместимым с членством в КПСС, чего нельзя сказать об исповедании христианской религии в любом виде). Особенно показательным в этом плане стало участие в хадже 1974 года Бободжана Гафурова, бывшего в 1946-1956 годы первым секретарём ЦК компартии Таджикистана.
Доказательством того, насколько успешно проводились подобные мероприятия, может быть факт, что все советские хаджи (хаджи – почётное звание мусульманина, совершившего хадж) в полном составе возвращались в СССР.
Ни один из них не сделал попытки эмигрировать, получить «религиозное убежище» в какой-то из мусульманских стран. Все паломнические группы получали разрешение на выезд из СССР, опекались советскими посольствами в транзитных странах.
Исключение составляет хадж 1947 года, для которого была подготовлена большая группа в 40 человек. По неизвестным причинам Сталин запретил им выезд в последний момент. Из-за отсутствия дипотношений между СССР и Саудовской Аравией советские посольства и консульства договаривались о въезде паломников на территорию страны через консульства третьих стран (обычно это был Египет).
Также из-за отсутствия прямых авиарейсов паломники добирались до Мекки «на перекладных». Так, в 60-е годы советские они летали рейсами через Каир и Хартум.
Перестройка
В связи с объявлением политики Перестройки и оживлением религиозной жизни в СССР усилились требования со стороны мусульман разрешить свободный хадж. 1989 год стал последним годом закрытого и немногочисленного хаджа, организованного «компетентными органами».
В 1990 году ОВИР дал разрешение на выезд в хадж 750 советским мусульманам. Впервые это мероприятие освещалось в советской печати, до той поры оно было негласным.
В конце 1990-го года министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал впервые прибыл в СССР. На встречах с Горбачёвым и Шеварднадзе была достигнута договорённость о полной нормализации отношений между двумя странами и восстановлении дипотношений.
В 1991 году СССР и КСА открыли посольства и консульства друг у друга. В том же году все ограничения на выезд в хадж из СССР были сняты.
Читайте наши статьи на Дзен