Меннониты: почему первые русские австралийцы были протестантами
Обстоятельств, которые заставляли людей бросать насиженные места и сломя голову мчаться на другой конец света, всегда было немало. Кого-то гнал голод, кто-то искал лучшей доли для себя и своей семьи, кто-то бежал из-под гнета немилосердных захватчиков. На протяжении многих столетий одним из важнейших факторов, которые влияли на массовые миграции, были гонения на религиозной почве: русские староверы основали колонии на берегах Амазонки, немецкие амиши осели в Пенсильвании, Свидетели Иеговы массово переселялись на Гавайи.
Кто такие меннониты?
Меннониты оказались одними из чемпионов в области вынужденных переселений по всему земному шару. Так кто же это такие и что гнало их вперед, заставляя мигрировать в разные регионы планеты?
Из-за того, что протестантская церковь довольно слабо централизована, там постоянно рождаются и глохнут новые веяния религиозной мысли. Вообще их довольно много: пятидесятники, адвентисты седьмого дня, амманиты, анабаптисты, гуттериты и т.д. С позиции таких церквей, как, например, католическая и православная, все эти небольшие обособленные группы правильней всего считать сектами. Более лояльные к подобным разночтениям в Библии протестанты называют такое явление словом «деноминация». И, фактически, рассматривают эти группки как нечто среднее между сектой и самостоятельной конфессией. Важно отметить, что отношение к этим людям далеко и не всегда было одинаковым.
Непосредственно меннониты – это одна из ветвей баптизма. Одно из самых радикальных явлений внутри, в целом, довольно гибкой системы. Особенность всех баптистов состоит в том, что они отрицают некоторые классические утверждения других церквей. В частности – у них довольно неоднозначные воззрения на первородный грех. С позиции баптистов спастись и прийти к Царству Небесному может праведный человек любой христианской конфессии, поэтому они не крестят маленьких детей, а предоставляют им возможность выбрать свою религиозную принадлежность уже в сознательном возрасте и по собственному решению. Как ни странно, именно в этой довольно терпимой религиозной среде расцвели самые консервативные настроения.
Деноминация меннонитов родилась на свет в Голландии, еще в далеком XVI столетии. Течение получило свое название в честь основоположника – простого деревенского священника Менно Симонса. Став свидетелем зверств религиозных войн, Симонс разработал концепцию максимально бесконфликтного христианского вероучения. Главный его постулат, фактически, сводится к абсолютному пацифизму: меннонитам строго запрещено принимать участие в любых военных столкновениях.
Именно с этой их особенностью и связано довольно нетерпимое в прошлом отношение к меннонитам в странах их проживания: за головы их лидеров назначали крупные суммы вознаграждения, а сами меннониты часто подвергались гонениям. Помимо внешних угроз община постоянно страдала от внутренних расколов. Всего существует два основных лагеря внутри этой деноминации: «утонченные» и более консервативные и непримиримые — «грубые» меннониты. Внешний вид мужчин этого самого радикального направления довольно специфичен: они старательно отвергают те элементы костюма и моды, которые ассоциируют с военной службой. Грубые меннониты не носят усов (хоть и отпускают бороды), не используют пуговиц, так как видят в этом сходство с военным мундиром, из соображений неприемлемости алчности отказываются носить одежду с карманами.
Меннониты в России
Будучи убежденными пацифистами, меннониты стремились покинуть занимаемые ими регионы, когда возникал риск их мобилизации для каких-либо военных нужд. Из-за своей неоднородности и врожденного стремления к дроблению, они перемещались не всей общиной сразу, а малыми группами.
Кого-то из них судьба привела в Штаты, где-то они окончательно радикализировались, отказались от контактов с внешним миром и от достижений прогресса и стали амишами (они же аммониты).
Вопреки всему неудобству и упрямству этих людей, они славились своим трудолюбием и усердием, поэтому периодически сильные мира сего могли пригласить к себе какую-либо меннонитскую общину. Как правило, их звали для особо тяжелых и неблагодарных работ, обещая взамен право мирного проживания на занимаемых землях и сравнительную свободу вероисповедания. Самый большой подобный подвиг на ниве мирного труда они проделали в окрестностях современного польского города Гданьск: они осушили болота, построили плотины и прорыли канал от устья реки Мертвой Вислы, чтобы существенно снизить частоту и катастрофичность наводнений в регионе. Надо ли говорить, что их частенько обманывали?
Так, кочуя по всей Европе, в 1790-х годах одна из общин меннонитов получила предложение от Екатерины Великой. Требовалось от них ровным счетом то же самое, что и всегда: оперативно создать коммуникации и инфраструктуру в самых глухих местах в диком и необжитом краю. Помимо этого им было велено провести дороги и создать ряд учреждений для снабжения и расквартирования войск (им почему-то можно заниматься такой ассоциированной с войсками деятельностью). Они начали массово селиться в свежеотвоеванном Крыму и Екатеринославском уезде. Через 70 лет число меннонитов в России значительно выросло за счет переселенцев из-под Гданьска, которые к тому времени уже стали не нужны своим нанимателям. Эта община осела в нынешней Самарской области.
Почему меннониты из России поехали в Австралию?
Черный день для меннонитов в России пробил в 1874 году, когда им было велено нести воинскую повинность. Оскорбившись, они начали готовиться к новому переезду.
Мотивы, которые двигали ими при поиске нового дома, очевидны. Они стремились найти невозделанные земли, медвежьи углы планеты, где их нечеловеческое трудолюбие будет оценено по справедливости. Поэтому они старались уехать в те далекие края, где цивилизация пока еще только начинает становиться, а пушки и ружья молчат.
Первоначально речь шла о целенаправленном и организованном переселении всех 40 тысяч обрусевших потомков в северные провинции Австралии за счет принимающей стороны. Автором этой идеи был сочувствующий меннонитам французский католический священник по имени Франциск Баньон. Однако этим планам не суждено было сбыться и меннонитам пришлось снова взять судьбу в свои руки.
Впрочем, грезы о пятом континенте столь сильно впечатлили этих непримиримых пацифистов, что немалая их часть уехала именно туда, но осела не на севере, а в провинции Новый Южный Уэльс. Что же стало с другими меннонитами России? Почти половина их них (преимущественно из числа «грубых») отправилась в Штаты и там слилась с амишами. Часть их них судьба забросила еще дальше, они уехали в вечнозеленые тропические леса южноамериканского Парагвая. Кто-то осел в России и со временем полностью ассимилировался.
Читайте наши статьи на Дзен