История

«Рассадники разврата»: зачем Екатерина II запретила общие бани

2020-07-14 11:00:32

Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.

Бани сельские и городские

На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.

Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.

«Рассадники разврата»

Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.

В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года - указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе». Но предписания властей не выполнялись.

«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», - пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Шок для иноземцев

С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.

Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».

Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках... Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»

Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.

Устав Екатерины II

Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.

Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.

русская семёрка в инстаграме

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2020-07-14 11:59:03
    Анастасия Городничева
    Рассмотрение названий рек, как и других географических названий, нужно относить ко временам доиндоевропейской языковой давности, когда лингвистический запас состоял из небольшого количества односложных слов. Из этих слов в сочетании со словами, указывающими на предмет, в дальнейшем формировалась корневая система языка, породившего индоевропейскую семью языков. Существовали в той давности слова Ва, Ла, Да, то, сё, це и пр. (Эти слова я выявил благодаря своим собственным исследованиям). В те времена все в мире было одухотворено. Каждый объект природы имел духа и каждый дух имел свое имя. По этой причине каждый объект в речи мог обозначаться как через свое название, так и через имя своего духа. Так лед времен ледникового периода назывался словом ВаЛа, а имя его духа – ВаРа. Это они стали злыми демонами Валу и Вритра (ВаРа тура) с которыми боролся Индра в др. индийской мифологии. ВаЛа (ледник) вплотную подходил к плодородным землям Валдайской и Среднерусской возвышенностей и охватывал их, как подковой. Называлась эта земля словом Да (вон откуда мифическая Даария). Место, где ледник ВаЛа соседствовал с землей Да было названо словом ВаЛаДа, которое трансформировалось позже в Валдай. С территории Валдая берут начало крупные реки и все они несут в себе имя Да: Даугава (Западная Двина), Дюна (Северная Двина), Данаис (Дон), Данпар (Днепр) и Данува (Волга). Название Волга произошло от ВаЛаДа и означает что-то вроде «река Валдая». Сейчас бы назвали – Валдайка, а тогда просто ВаЛаДа. Позже ВаЛаДа начала свои трансформации в виде ВаЛажДа, ВаЛагДа. Возьмите для сравнения : ведать, невежда, невежа; еда –ижда (видимо было такое, раз появилась ижа (еда укр.); надежда – надёжа-безнадёга; одежда-одёжа-одягать (одевать в просторечии). Сначала ВаЛаДа стала ВоЛоДа (сравните, где у русских молоко, там у белорусов –малако, русское имя Владимир у украинцев Володимер). Дале ВоЛоДа превращается в ВоЛожДа, ВоЛожДа-в ВоЛогДа (вон откуда слово Вологда). Вологда утратила Д и превратилась в Волога. Волога утратила звук О и стала Волга.
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи