Какие русские «обычные» фамилии на самом деле неприличные
Сегодня многие фамилии звучат для русского уха вполне привычно и негативных ассоциаций не вызывают. Однако нередко это связано с тем, что некоторые слова настолько устарели, что мы позабыли их смысл. Поэтому иные вполне безобидные на сегодняшний взгляд фамилии для наших предков таковыми не являлись.
Происхождение приличных и неприличных фамилий
Как отмечают авторы издания «Энциклопедия русских фамилий», Елена Грушко и Юрий Медведев, когда-то у русских фамилий не было вовсе – их заменяли имена и прозвища. Так и писали: «сотник, прозвище Блоха»; «Неупокой Карга» и т.д.. Ситуация изменилась, когда фамилии наконец вошли в обиход. Так, крестьянские фамилии, которые появились лишь в середине XIX столетия, образовывались не только от отчеств, фамилий помещиков, названий населенных пунктов, профессии, порядка рождения, этнической принадлежности, но и от прозвищ.
Далеко не все прозвища отличались благозвучностью, а некоторые и вовсе были неприличными. По словам Юрия Федосюка, автора популярного этимологического словаря «Русские фамилии», сотни заурядных, казалось бы, даже невинных фамилий произошли от бранных, унизительных прозвищ. Как пишет Федосюк, всегда остер был на язык русский народ и «для красного словца не жалел ни мать, ни родного отца». Сегодня многие слова, служившие прозвищами, считаются устаревшими и давно забылись, поэтому и фамилии, образованные от них, не режут слух, а, напротив, звучат обыденно. Но на самом деле обладателям подобных фамилий в прошлом было нелегко.
Мужские половые органы
Если верить Х. Вальтеру и В. М. Мокиенко, авторам «Большого словаря русских прозвищ», когда-то словечко «Бесшуликов» являлось шутливым прозвищем бездетного, неспособного иметь детей мужчины. Дело в том, что раньше шулами или шулятами называли мужские яички, поэтому буквально эту фамилию можно перевести как «без яичек». Однако не стоит путать фамилии, образованные от обозначения мужских яичек, с фамилиями вроде: Шульга, Шульгин, Шульгинский. Эти фамилии, как утверждает Николай Баскаков, автор издания «Русские фамилии тюркского происхождения», произошли от русского слова «шульга» — левая рука. Возможно, их обладатели были левшами.
Аналогичное происхождение, касающееся названий половых органов, может иметь и известная фамилия Дашков. Как пишет Анатолий Эстрин в своей книге «Магия имени», согласно родословной Дашковых, эта фамилия произошла от «въехавшего к Великому князю Василию Ивановичу из большия Орды мужа честна именем Дашек, а по крещении названного Даниилом, коего потомки Дашковы…». Однако есть версия, что прозвище Дашек образовано от существительного dasaq – мошонка. Правда, Эстрин считает эту этимологию маловероятной, даже несмотря на то, что у алтайцев подобные прозвища носят позитивный характер (в смысле смелый, здоровый).
Задняя часть тела
Не слишком эстетично звучали в прежние времена и фамилии с корнем – гуз: Гузнов, Огузов, Гузкин, Гузеев. Как отмечают авторы сборника научных трудов «Эстетика и поэтика языкового творчества» (ТГПИ, 2000 год) со ссылкой на В. Даля и А. Миртова, в народе гузом (или гузном) называли зад, низ чего-либо. Поэтому и соответствующее прозвище было довольно обидным. Впрочем, тот же Юрий Федосюк утверждает, что фамилии Гузеев, Гузин, Гузей, Гуза могли произойти и от диалектного глагола «гузать», то есть делать что-то нерасторопно, медлить.
Из этой же, «задней», серии фамилия Годунов. По словам Мурада Аджи, автора книги «Тюрки и мир», данная фамилия тюркского происхождения и обозначает «нижнюю часть прямой кишки». Однако с данной версией не согласен Гали Еникеев. По мнению автора издания «Великая Орда», фамилия Годунов произошла от древнего татарского имени «Гата». Сюда же, к фамилиям, образованным с использованием слова «зад», можно отнести и фамилию Кутепов, которая, по словам Николая Баскакова, могла произойти из татарского küti bаr > kü ! ї ра — «храбрый, смелый» — метафорического просторечного выражения, буквально – «у него есть зад» (тат . küt , тур . köt «зад»).
Читайте наши статьи на Дзен