Наставник имама Шамиля: чему Магомед Ярагский научил предводителя кавказских горцев
На Северном Кавказе Мухаммед-эфенди аль-Яраги был одним из самых почитаемых алимов (знатоков ислама) и исторической личностью, сыгравшей важнейшую роль в освободительном движении горцев.
Лакец, лезгин или аварец?
В материале руководителя Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева о лезгинском учителе шейха Шамиля со ссылкой на исторические работы таких известных кавказских ученых, как философ Ахед Агаев, исламовед Амри Шихсаидов, говорится, что для понимания масштаба личности Магомеда Ярагского не важно, кто он был по национальности – лакец, аварец, агулец или лезгин: для алима, разработавшего собственную доктрину тарикатского вероучения (его практиковали суфисты), главное – вера в истинность ислама (иман).
И Гереев, и кавказский историк Амри Шихсаидов приводят данные о лезгинском происхождении Магомеда аль-Йараги. Историки называют разные годы его рождения – 1770-й и 1771-й. Родина алима – лезгинское селение Верхний Яраг на юге Дагестана (на сегодняшний день не существующее). Юный дагестанец с детства стремился к знаниям и был лучшим учеником ярагского мактаба (начальной школы), в совершенстве изучив Коран и Сунну. В мактабе, по данным музея другого знаменитого дагестанского ученого Гасана-эфенди Алкадарского, преподавал отец будущего алима, Исмаил-эфенди.
Становление духовного лидера
До 1792 года Магомед Ярагский учился в медресе, в 23-летнем возрасте он становится преподавателем Ярагского мактаба. Арабист Алиб Садыки считает: будущий алим продолжил учиться исламу у своего тестя Магарам-эфенди аль-Ахты, популярного дагестанского ученого того времени, закончил Согратльскую мусульманскую школу.
Ахед Агаев пишет, что по возвращению домой Магомед Ярагский быстро снискал уважение односельчан благодаря своей просвещенности и ясному уму, ораторскому искусству, он в совершенстве владел искусством религиозной проповеди. Магомед-эфенди молился так, что воздававшие вместе с ним хвалу Аллаху впадали в экстаз, что еще больше способствовало росту популярности Ярагского как духовного лидера.
Магомед Ярагский реформировал школу в родном ауле, создав на ее базе Ярагский исламский центр.
Чему он научил Шамиля
Магомед Ярагский проповедовал тарикат (мюридизм) – способ толкования исламских догматов, в основе которого эзотерические и мистические трактовки познания Истины. Дагестанский философ Ахед Агаев, ссылаясь на труды кавказских историков, писал, что во время Кавказской войны ярагское медресе посещали гимрийцы Кази-Магомед и Шамиль, будущие имамы Дагестана и Чечни – они с большим уважением относились к религиозно-философскому учению Магомеда-эфенди.
Ярагский проповедник публично выступал за продолжение газавата против неверных. Именно с его подачи Шамиль был избран имамом Дагестана. Руслан Гереев приводит выдержки из письма наставника лидера горцев, в котором Магомед Ярагский предупреждает своего ученика Шамиля: только постоянная связь с исповедниками праведной веры может гарантировать победу [над неверными]. Обоснование своего учения Ярагский изложил в книге «Асар», изданной в 1910 году, спустя более полувека после смерти исламского духовного лидера и являющейся на сегодняшний день библиографической редкостью.
… Пятидесятичетырехлетнего проповедника в 1825 году арестовали по приказу российского правительства и поместили в крепость дагестанского селения Курах. Магомеда Ярагского намеревались доставить в Тифлис на допрос к генералу Ермолову, но единоверцы освободили алима из заточения.
Доктор исторических наук Хадир Рамазанов указывает, что алим Магомед Ярагский скончался в 1838 году в дагестанском ауле Согратль. Место его захоронения – зиярат (объект паломничества).
Читайте наши статьи на Дзен