«Золотая баба»: ради какого артефакта Ермак отправился покорять Сибирь
Казачий атаман Ермак Тимофеевич одновременно является личностью и исторической, и легендарной. Ему посвящены как многочисленные научные труды, так и народные предания. Это неудивительно, ведь отважный казак вместе со своим небольшим войском положил начало освоению огромных богатств сибирской земли. При этом среди местных старожилов до сих пор ходят легенды о несметных сокровищах самого Ермака.
Удалой атаман
В конце XVI-XVII веках происходила активная экспансия русских за Урал, в результате которой многократно возросла территория, подвластная царскому правительству. Самый первый организованный военный поход на Сибирское ханство, начавшийся 1 сентября 1581 года, возглавил казачий атаман Ермак Тимофеевич.
Кандидат исторических наук Николай Копылов в своей книге «Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени» (2014 г.) отмечал, что происхождение «покорителя Сибири» осталось загадкой для специалистов. Судя по одним источникам, Ермак был казаком донским, по другим – уральским. Доподлинно известно только то, что этот человек отличился в ходе Ливонской войны, в которой принимал участие в качестве атамана.
Затем с западных границ Руси вольные люди подались на Волгу, где промышляли разбоем: грабили и своих купцов, и иноземных. Некоторые историки утверждают, что Ермак и подчиненные ему люди были вынуждены уйти на Урал, поскольку царь Иван Грозный распорядился навести порядок на Волге и призвать казаков-разбойников к ответу.
В 1577 году (1579 году – по другим данным) богатейший купеческий дом Строгановых нанял ватагу с удалым атаманом во главе для противостояния войску правителя Сибирского ханства Кучума. Русские торговцы, сколотивший состояние на соляном промысле, стремились захватить месторождения и природные ресурсы, которыми была богата земля, расположенная к востоку от их уральских владений.
После серии сражений опытные казаки сумели одолеть армию хана Кучума, заняв 26 октября 1582 года столицу возглавляемого им государства – город Искер. Здесь Ермак, по преданию, нашел и присвоил много золота и другого добра, принадлежавшего элите Сибирского ханства. А в 1583 году предприимчивый атаман умножил свою добычу, обложив данью местных князьков.
Ко двору Ивана Грозного была направлена делегация с сообщением об одержанной победе и частью добытых казаками сокровищ. Довольный царь простил Ермаку и его соратникам былые прегрешения и даже подарил атаману две дорогие кольчуги, которые тот потом носил с гордостью.
Правда, согласно народным сказаниям, именно тяжелые военные доспехи, пожалованные Иваном Грозным, стали причиной гибели героя, случившейся 6 августа 1585 года. Тогда во время ночёвки Ермака и его относительно небольшого отряда в устье реки Вагай, враги напали на них и многих перебили. Сам «покоритель Сибири» предположительно утонул, пытаясь добраться вплавь до стоявшего у берега судна. Атамана утянула на дно массивная кольчуга.
Богатства Сибири
Результаты присоединения Сибири к Русскому царству трудно переоценить. И речь идет не только об огромных запасах природных ресурсов: леса; пушнины; сельскохозяйственных угодий; рыбы; соляных приисков; месторождений золота, серебра, драгоценных камней, нефти и газа. Важно то, что именно обширные земли, расположенные к востоку от Урала, поспособствовали превращению Русского царства в Российскую империю, изменив статус нашей страны на мировой арене. Об этом кандидат исторических наук Николай Никитин написал в своей книге «Освоение Сибири в XVII веке» (1990 г.).
«Так, в ходе происшедших в конце XVI-XVII вв. событий определилась основная территория Российского государства, укрепилось его международное положение, вырос авторитет, усилилось влияние на политическую жизнь не только в Европе, но и в Азии. За Россией были закреплены богатейшие земли, которые дали колоссальный приток средств в коренные области страны, позволив лучше оснастить, а затем и перестроить ее армию, укрепить оборону», – считает Н. И. Никитин.
Русские купцы получили невиданные ранее возможности для развития торговых связей, организации высокодоходных производств на новых территориях. Безземельные крестьяне отправились разрабатывать непаханые угодья. Экономический рост, вызванный освоением Сибири, привел к индустриализации нашей страны. Позиции России на мировом рынке заметно утвердились, появилась возможность диктовать свои условия соседним странам.
Финансы Строгановых
Как известно, строительство судов для похода по сибирским рекам, а также снаряжение войска, снабжение казаков оружием и припасами профинансировал купеческий клан Строгановых. Не исключено, что и сам Ермак как предводитель войска получил от солепромышленников немалые средства. Все-таки купцы были заинтересованы в успехе предпринимаемого набега на земли Сибирского ханства.
Доктор исторических наук Руслан Скрынников в своей книге «Ермак» (2008 г.) указал, что уже в 1572 году на службе у Строгановых состояло не меньше одной тысячи казаков с пищалями. Это было подобие собственного опричного войска. Но, не ограничиваясь набором местных «охочих» людей, уральские солепромышленники решили привлечь еще и пришлых казаков под предводительством Ермака.
Особенно за организацию похода на Сибирское ханство ратовал Максим Строганов (1557-1624 гг.), поскольку ему принадлежала восточная часть семейных владений, самая уязвимая в случае внезапного нападения из-за Урала.
Поначалу отряд Ермака составлял 540 человек, но вместе с людьми купцов-солепромышленников численность войска превысила полторы тысячи воинов. На деньги Строгановых было построено около 100 судов, на которых установили пушки. Кроме того, около трети казаков снабдили пищалями, ружьями и даже аркебузами. У остальных же имелись луки со стрелами, сабли, копья и топоры.
Награбленное добро
О богатой добыче атамана Ермака до сих пор ходят легенды. Кандидат исторических наук Игорь Кузнецов в книге «Предания русского народа» (2008 г.) писал, что приличное состояние «покоритель Сибири», по слухам, сколотил еще разбойным путем, грабя купеческие суда, ходившин по Волге. В народе поговаривали, что якобы атаман припрятал свое богатство в одной из пещер на берегу реки Чусовой, где казаки пережидали зиму 1581-1582 годов. Этот клад впоследствии искали многие, нашел ли кто-то, осталось неизвестным.
Вот как писатель Андрей Низовский в книге «Зачарованные клады России» (2012 г.) пересказал данную легенду: «На реке Чусовой, на устье речки Ермаковки, возвышается известняковая скала высотой 25 саженей. Эта скала называется Ермак-камень, а в глубине ее находится обширная пещера, разделенная на несколько гротов. Предание говорит, что во время своего похода в Сибирь Ермак зимовал в этой пещере и зарыл в ней часть своих сокровищ».
Согласно различным историческим источникам, богатство Ермака значительно возросло после взятия города Искера и ряда других успешных сражений. Например, в результате битвы, состоявшейся на месте впадения реки Туры в Тобол атаман «столько получил добычи, что не можно было всего с собою на судах везти, но некоторую часть принужден был закопать в землю». К тому же дань, собранная казаками с местных князьков во время похода вверх по Иртышу из Искера, также превысила все даже самые смелые ожидания, что привело к появлению еще одного клада.
Молва среди сибирских старожилов утверждает о существовании как минимум ещё двух мест, где припрятано добро Ермака. Одно из них якобы расположено на участке впадения речки Кокуй в Серебрянку, а другое – в устье Медведки, которая является притоком реки Тагил.
Ищут кладоискатели и легендарные сокровища хана Кучума, якобы схороненные в районе бывшей столицы Сибирского ханства. Охотников за сокровищами не пугают предостережения старожилов, что золото правителя, побежденного войском Ермака, может быть проклято, и поэтому сулит его потенциальным владельцам различные беды сверхъестественного свойства.
Ермак и Золотая баба
Немало преданий в народе ходит о древнем идоле народов Урала и Западной Сибири — Золотой бабе, полностью вылитой из драгоценного металла. Участвовали в ее поисках и люди атамана Ермака.
Писатель и публицист Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (2008 г.) рассказывает, что казаки впервые услышали о языческом идоле от некоего перебежчика-чуваша. Этот человек поведал, что остяки (устаревшее название народа ханты) молятся некой Золотой бабе.
Ермак и его соратники везде искали статую богини, но ни в одном из взятых городков, ни на одном из языческих капищ они, по мнению Н. Непомнящего, не нашли древнего идола, надежно скрытого местными жителями.
Но кто знает, может, Золотая баба до сих пор и не обнаружена учеными, потому что пылится среди прочего добра, зарытого Ермаком в одном из его кладов.
Читайте наши статьи на Дзен