Синопское сражение: почему Нахимов винил себя за самую блестящую победу русского флота
18 (30) ноября 1853 года в Синопской бухте (Черноморское побережье Турции) турецкая эскадра была наголову разбита русским флотоводцем Нахимовым. Этот бой называют последним крупным морским сражением с участием парусных судов. А еще его называют лебединой песней русского флота. После Синопа впереди была лишь Цусима. Сам же успех Нахимова в этом сражении часто именуют Пирровой победой.
Что предшествовало сражению в Синопской бухте?
22 сентября (4 октября) 1853 года Турция объявила России войну. Дряхлеющую Османскую империю активно поддерживали Англия и Франция. Англия была обеспокоена военной активностью России на Кавказе, опасалась роста влияния нашей страны на восточном направлении. Франция мечтала о реванше за поражение в 1812 году. Николай I не верил в возможность союза двух старинных противников – Англии и Франции, кроме того, он рассчитывал на поддержку традиционных союзников России в XIX веке – Пруссии и Австрии. Поэтому император довольно легко отнесся к спору с Францией из-за контроля над храмом Рождества Христова в Вифлееме (эта территория тогда была турецкой, и постоянно становилась ареной конфликтов различных христианских конфессий за право владения той или иной святыней). Султан решил этот спор в пользу Франции. Россия в ответ заняла Молдавию. И тогда Турция объявила России войну.
Николай I очень быстро убедился в том, что Россия осталась один на один с мощной коалицией в составе Британии, Франции и Турции, которую англичане активно снабжали оружием и деньгами. Пруссия и Австрия поддерживать Россию не стали.
Синопское сражение
Русская эскадра под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова вышла из Севастополя с целью помешать туркам снабжать оружием и боеприпасами кавказских горцев. Командование поручило Нахимову блокировать, наблюдать, препятствовать движению, но, по возможности, не ввязываться в сражение. Битва с турками на Черном море могла стать причиной вмешательства в конфликт Британии и Франции, чего наша дипломатия надеялась избежать.
Имелись разведывательные данные о том, что в Синопской бухте группируются корабли Османской империи, на которых имеются не только боеприпасы и оружие для кавказских горцев, но и крупные армейские подразделения, которые должны были высадиться в районе Сухума и Поти, чтобы вступить в боевые действия против русской армии.
Подойдя к Синопу, Нахимов убедился в верности разведывательных данных. В бухте находились 7 турецких фрегатов, 2 корвета, 1 шлюп и 2 больших парохода. Командовал эскадрой адмирал Осман-паша. Турецкую эскадру прикрывали береговые артиллерийские батареи. В распоряжении Нахимова было 6 линейных кораблей, 2 парусных фрегата и 3 парусно-паровых фрегата.
Необходимо было помешать продвижению турок и их десанту на Кавказе. Павел Степанович принял решение дать бой.
Русская эскадра вошла в бухту двумя колоннами. Первый залп в сражении был сделан с турецкого корабля. Затем в дело включились береговые батареи. Русские, невзирая на огонь с турецких судов и с берега, заняли позиции в бухте и, развернувшись бортами к вражеским судам, начали расстреливать турок практически в упор. Одновременно с этим русские артиллеристы подавили сопротивление береговых батарей.
Сражение началось в 12.30, а завершилось полным разгромом турецкой эскадры уже к 15-ти часам. Такого блестящего успеха Нахимов смог добиться благодаря тому, что, во-первых, атаковал неприятеля, вопреки устоявшимся правилам, двумя колоннами, что затруднило турецким артиллеристам обстрел, а во-вторых очень важен был и фактор внезапности. Осман-паша никак не мог ожидать, что русские войдут в бухту, защищенную огнем береговых батарей, в то время считалось, что такая попытка обрекает смельчака на поражение. И, разумеется, огромную роль сыграли выучка и храбрость русских матросов и офицеров.
Потери Осман-паши были огромными: все корабли эскадры были уничтожены. Турки потеряли 3000 моряков, 1000 пехотинцев-десантников и почти 500 орудий. Сам Осман-паша попал в плен.
Потери Нахимова составили 38 человек убитыми, 210 ранеными. Два судна нуждались в починке.
Последствия победы Нахимова
В городе Синопе, где располагались английское и французское консульства, в результате обстрела, начался пожар. Этот факт дал повод для начала газетной кампании в Европе, в которой русские моряки изображались настоящими чудовищами, добивающими раненых турецких моряков, и подвергающими опасности мирное население, в том числе, и подданных европейских держав.
Победа над турецким флотом предотвратила вмешательство турок в войну на Кавказе, которое могло стать фатальным для России. Однако, это сражение стало поводом для вступления в войну Англии и Франции.
Сам Нахимов, прекрасно осознавая, что иного выбора, как атаковать турецкий флот в Синопе у него не было, тем не менее, чувствовал свою невольную вину за эту «Пиррову победу».
Следствием вступления в войну европейских держав стала героическая и безнадежная оборона Севастополя. По воспоминаниям очевидцев, адмирал Нахимов вел себя так, что казалось, он ищет смерти. Павел Степанович появлялся в самых горячих и напряженных участках обороны в адмиральском мундире со знаками отличия, прекрасно зная, что неприятель целится, прежде всего, по командирам. Обычно лишенный всякого молодечества и показной храбрости, Нахимов верхом объезжал бастионы, пуская коня шагом под огнем противника. В день своего смертельного ранения, Нахимов ступил на стену бастиона и выпрямился во весь рост с подзорной трубой. Его высокая фигура в аксельбантах была хорошо видна французам. Сопровождающие не смогли убедить адмирала покинуть опасное место. Вскоре последовал выстрел в голову.
Читайте наши статьи на Дзен