Складывали штабелями: почему на Руси зимой не хоронили покойников
Иностранцы, посещающие Россию, часто удивляются обычаям и традициям местных жителей. А вот английский дипломат Джайлс Флетчер, побывавший в Москве перед началом Смутного времени, в сочинении «О государстве Русском» позволил себе покритиковать общественное устройство и нравы чужой страны. Еще он описал некоторые моменты местной действительности, показавшиеся ему шокирующими. Например, штабеля из заледеневших трупов, сложенные в зимнее время, совсем как дрова.
Английский дипломат
Пожалуй, сочинение Джайлса Флетчера (Giles Fletcher), впервые опубликованное в 1591 году под заголовком «О государстве Русском, или образ правления Русского Царя (обыкновенно называемого Царем Московским), с описанием нравов и обычаев жителей этой страны», можно назвать одной из наиболее критических книг, когда-либо написанных о нашем отечестве. Не случайно она долгое время была под запретом, как в Британии, так и в России. И все же, отдельные положения работы английского дипломата до сих пор остаются актуальными, отражая взгляд стороннего наблюдателя на русскую действительность.
Джайлс Флетчер прибыл ко двору царя Федора Иоанновича в 1588 году, чтобы ходатайствовать о предоставлении британским купцам из Англо-Московской компании монопольного права на торговлю с портами Русского Севера. Но эта дипломатическая миссия завершилась полным крахом: поставленная цель не была достигнута. К тому же, британская компания лишилась права на беспошлинную торговлю в России.
Вернувшись на родину, Джайлс Флетчер описал свои впечатления о пребывании в нашей стране, подвергнув резкой критике деспотизм царской власти, отсутствие независимой судебной системы, произвол феодалов и безграмотность священников. Английский дипломат также отметил полное бесправие простого народа, лишенного какой-либо надежды на просвещение.
Понятно, что царские власти даже в XIX веке считали книгу Джайлса Флетчера нежелательной для массового чтения. Британские деловые круги, заинтересованные в торговле природными богатствами России, тоже ратовали за запрет данной работы, осложнение отношений между двумя странами было им невыгодно.
Кандидат исторических наук, специалист по геополитике Ирина Карацуба посвятила идеям английского дипломата статью «Россия и Англия в зеркале книги Джайлса Флетчера: из истории общественного самосознания и национальных комплексов», которая вышла в журнале «Отечественные записки» (No 5 за 2007 год). Исследовательница отметила, что британский посланник первым среди иностранных авторов попытался найти причину деспотизма царской власти и произвола помещиков.
Дипломат решил, что виной всему – непросвещенность основной массы населения, а также идеи консерватизма и национальной исключительности, которые внушают простому люду представители местной элиты.
«Примечательно, что при всей своей критичности по отношению к русским властям, Флетчер выказал сочувствие и симпатию «несчастному угнетенному» народу», – считает И.В. Карацуба.
Замерзшие трупы
Джайлса Флетчера, как и многих иностранцев, поразила суровая русская зима. Он написал о множестве людей, которых находят замерзшими на улицах. А в наиболее морозное время стаи голодных волков и медведи якобы нападают на селения, заставляя жителей спасаться бегством. Видимо, сам того не желая, именно этот английский дипломат породил среди жителей Западной Европы устойчивый стереотип, что в нашей стране по улицам бродят косолапые мишки.
Но больше всего поразило Джайлса Флетчера то, как в России обращаются с человеческими останками. Он сообщил читателям: «В зимнее время, когда все бывает покрыто снегом, и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрет в течение зимы) в доме, выстроенном в предместье или за городом, который называют Божедом, или Божий дом: здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твердыми, как камень; весной же, когда лед растает, всякий берет своего покойника и предает его тело земле» (перевод М.А. Оболенского).
Вообще, Джайлс Флетчер отметил, что во время похорон русские совершают множество языческих обрядов, порожденных суеверием. Например, в руки покойного могут положить письмо с различными просьбами, адресованное святому Николаю Заступнику.
Удивил иностранца и обычай приглашать в дом усопшего плакальщиц, которые демонстративно рыдают, выражая скорбь громкими воплями. При этом специально нанятые женщины обращаются к покойнику с вопросами: «…чего ему недоставало, и зачем он вздумал умереть».
Эти странные русские
Английский дипломат отметил особую любовь русских к различным блаженным и юродивым за то, что они могут себе позволить открыто критиковать представителей власти, даже самого царя, прикрываясь социальным статусом умалишенных.
Обеспокоило Джайлса Флетчера бесправное положение русских женщин, мужья которых обращаются с ними «… скорее как со своими прислужницами, нежели равными».
Обычай местных жителей постоянно осенять себя крестным знамением вызвал раздражение у английского дипломата, он решил, что это результат невежества: люди просто не понимают значения христианского креста.
Традицию исцелять инфекционных больных с помощью святой воды Джайлс Флетчер сурово осудил, назвав опасным суеверием.
Книга иностранца содержит недвусмысленный намек на разврат и распущенность нравов жителей Руси второй половины XVI века. Автор даже задавался вопросом: чего здесь больше – жестокости или беспутства. Причем, порок прочно укоренился даже в православных обителях.
«О жизни монахов и монахинь нечего рассказывать тем, коим известно лицемерие и испорченность нравов этого сословия. Сами русские (хотя, впрочем, преданные всякому суеверию) так дурно отзываются о них, что всякий скромный человек поневоле должен замолчать», – написал дипломат.
Общие могилы бедняков
Вообще, многих иностранцев удивляли русские традиции. Кандидат исторических наук Елена Грузнова посвятила данной теме статью «Похоронные обычаи на Руси в конце XV-XVI вв.», которая опубликована в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета» (серия 2, выпуск 3 за 2005 г.). Исследовательница проанализировала, как различные иностранные авторы описывали русские похороны.
Например, посол Священной Римской империи Даниил Принц из Бухова (Daniel Prinz von Buchau), дипломатическая миссия которого пришлась на годы правления Ивана Грозного, в своей работе «Начало и возвышение Московии» упомянул про общие могилы, в которых хоронят русских бедняков.
«Для погребения простого народа вырывают большой ров и кладут в него, и если кто умер без священных обрядов, совсем не бросают земли, но спустя три или четыре месяца устраивают там домик, и проводы сопровождаются над умершими большим плачем и воплем всех сошедшихся родственников и соседей, но хоронят по обряду религии; эти церемонии исполняют три раза ежегодно», – написал Даниил Принц.
Е.Б. Грузнова отметила, что общие могилы бедняков на Руси являлись делом обыденным. Например, в Псковской летописи говорится, что для погребения множества людей, погибших в результате мора 1553 года, были вырыты три скудельницы (общие могилы). Причем, такие захоронения обычно устраивались вне церковной ограды, поскольку эти люди скончались, не исповедавшись в грехах и без отправления необходимых религиозных обрядов.
Умершие в результате эпидемии не были отнесены к категории так называемых заложных покойников, ведь смерть от болезни не являлась насильственной. Иначе тела этих людей не были бы зарыты, ведь на Руси существовало поверье: если закопать заложный труп, то сама земля отомстит за осквернение – начнется холод, пропадет урожай.
Заложные покойники
К категории покойников, тела которых обычно оставляли вдали от дорог без погребения, просто заложив кольями или камнями, относились бедняки и бродяги, найденные на улицах замерзшими, а также жертвы разбойников, утопленники, повешенные и самоубийцы. Хоронить этих людей, предавая земле, русским не позволяло древнее поверье.
Возможно, именно такие трупы, уложенные в зимнее время штабелями в специальном сооружении, увидел и описал Джайлс Флетчер. Их действительно могли хранить в заледеневшем состоянии до прихода весны.
«Убогие дома, или божедомки, скудельницы, существовавшие вплоть до XVII в., представляли собой глубокие ямы, располагавшиеся вне городов на всполье», – считает Е.Б. Грузнова.
Кстати, засыпали землей в такой общей могиле лишь тех, кто не относился к заложным покойникам. Это был своеобразный компромисс между церковными предписаниями, запрещавшими хоронить по православному обычаю лишь самоубийц, и народными поверьями.
Трупы заложных покойников обычно прикрывали досками или возводили над ними некие деревянные сооружения, похожие на домики. То есть, даже в общей скудельнице имелись разные места – в зависимости от обстоятельств смерти человека.
Читайте наши статьи на Дзен