Павел Пестель: почему идеолог декабристов планировал переселить народы Кавказа в центр России
Декабристы, планировавшие свергнуть самодержавную власть в России, вовсе не были «либералами» и «демократами» в современном значении этих слов. Самобытный взгляд у участников восстания 25 декабря имелся, в частности, на один из самых болезненных вопросов того времени – Кавказскую войну.
«Русская правда» для народов Кавказа
В «Русской правде» Павла Пестеля, которую Южное общество декабристов в 1824 году признало своим программным документом, вторая глава целиком была посвящёна «племенам, Россию населяющим». 11-й параграф назывался «Народы кавказские». По мнению Пестеля, кавказцы начала XIX века обладали «свирепым и хищным нравом», а также «страстью к набегам» и междоусобицам, прекращаемым только для совместных действий против русских. Декабрист считал, что России следует «покорить» все земли до самой границы Турции и Персии. В случае прихода к власти автор «Русской Правды» планировал сделать следующее:
«Разделить все кавказские народы на два разряда: мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых – семейно переселить во внутренность России, раздробить их меньшими количествами по всем русским ведомостям».
Взамен коренного населения Пестель предлагал завезти на Кавказ русских переселенцев, которые получили бы землю, ранее принадлежавшую «буйным» горцам. В конечном счёте Кавказ должен был превратиться в «спокойную и благоустроенную область русскую».
Доподлинно неизвестно, какие именно народы декабрист относил к «буйным», а какие к «мирным». Однако в целом «переселение» по проекту Пестеля очень напоминало то, что в 1940-х годах с горцами проделал Сталин. Тогда на карте Северного Кавказа действительно появилась русская по национальному составу Грозненская область. Отметим, что отношение к кавказцам у Пестеля было особенно жёстким. Для других народов Российской империи «Русская правда» не предусматривала однозначной депортации (с евреями планировалось «прийти к соглашению», а цыган – обратить в православие). По-видимому, это объяснялось тем, что ко времени написания текста Кавказская война шла уже несколько лет, и российское дворянство несло в ней большие потери.
Из идеологов декабризма похожих взглядов на кавказский вопрос придерживался также полковник Михаил Лунин. Критикуя царское правительство за бездарное ведение «разорительной, убийственной войны», Лунин одновременно оправдывал саму экспансию в южном направлении. По его мнению, конституционная республика, которую рассчитывало создать Тайное общество, лучше справилась бы с задачами завоевательной политики, чем военная империя.
«Лунин явно не был сторонником компромиссного решения конфликта России с Кавказом. Он был убежденным сторонником военного давления на «слабые разрозненные орды» «бедных туземцев» с одновременной разумной «организацией» края», — отмечал историк Яков Гордин.
Декабристы на Кавказе
После подавления восстания декабристов, около сотни офицеров оказавшихся замешанными в мятеже, были сосланы на Кавказ. Многие из них сложили головы в стычках с горцами. Тесный контакт с кавказскими народами изменил отношение к ним многих настроенных предвзято декабристов (исключая, разумеется, Пестеля, казнённого в 1826 году, и Лунина, умершего в сибирской ссылке).
«Поближе познакомившись с удивительно красивым краем, с жизнью его обитателей, увидев воочию жестокие действия царских войск (зачастую – бессмысленно жестокие), они начинали по-другому смотреть на горцев и сочувствовать их освободительной борьбе», — утверждается в статье исследователей из Академии наук Чеченской республики «Кавказская тематика в сочинениях декабристов».
Позитивно отзывались о горцах декабристы Александр Беляев, Александр Бестужев-Марлинский, Николай Лорер, Никита Муравьёв. Прежде близкий к Лунину Андрей Розен, прослужив долгое время на Кавказе, уже в 1850-х годах писал, что Россия не должна навязывать Кавказу свою волю силой оружия. Вместо этого Розен предлагал закрепить край повышением его экономического благосостояния.
Читайте наши статьи на Дзен