Дневники Ермака: что стало с походными записями сибирского первопроходца
Догадка историков о том, что у атамана Ермака был архив, базируется на традиции сибирских экспедиций иметь в составе грамотного человека, который составлял чертежи новых земель и вел описания событий. Вторым источником предположения существования бумаг атамана являются две сибирских летописи — Есиповская, написанная в 1636 году тобольским дьяком Саввой Есиповским, и Погодинская, ныне хранящаяся в санкт-петербургской библиотеке Салтыкова-Щедрина. Вторая летопись была написана позже, ориентировочно в раннепетровские времена. Ее оригинал был найден в сборнике историка и коллекционера Михаила Петровича Погодина, который относят к 1680-у.
Предполагают, что неизвестный автор взял за основу летопись Есипова и дополнил ее материалами из архива Ермака, попавшего ему в руки много лет спустя, поэтому она содержит много деталей и точное описание пути ермаковской дружины, которых нет в Есиповской рукописи.
А бы ли архив?
Ермак — личность легендарная в самом прямом смысле слова: историки до сих пор спорят о его родословной, о том, какое имя он на самом деле носил; не могут определить точное место его гибели, им не понятно, где находится его могила, никто не может найти его панцирь, а теперь еще никто не знает, где находится его архив.
Может, его и не было?
Но многие историки уверены, что архив существовал и был утерян. Например, сибирский историк Владимир Григорьевич Мирзоев указывает в одной из работ, что уцелевшие казаки Ермака в 1621 или в 1622 году передали архиепископу Тобола Киприану «написание» о боях с воинами хана Кучума.
Историк из Санкт-Петербурга Руслан Григорьевич Скрынников пришел к выводу, что именно выписки из подлинного архива Ермака стали источником информации для автора Погодинской летописи, по которой можно без труда реконструировать путь Ермака и события «взятия Сибири».
А краевед из Москвы В. И. Сергеев пошел в своих предположениях еще дальше: он считал, что архив существовал и что его части или копии хранились в Тобольске и городке Соль Вычегодская, оставленные там казаками «ратоборного атамана». Он высказывал догадку, что на основании этих записей была создана не только Погодинская летопись, но и летопись Строгановых «О взятии Сибирския земли…».
Архив атамана — источник летописи?
Чем же отличается Погодинская летопись от Есиповской, что историки считают ее доказательством существования уникальных документов? Как пишет в статье «Существовал ли архив Ермака?» историк Янкель Гутманович Солодкин, Погодинская летопись содержит уникальные данные о местонахождении сибирских рек и острогов, основанных в XVI веке казаками, о том, что Иван Грозный вменял казакам случаи грабежа казны и погрома ногаев, о том, что казаки прозвали атамана Токмаком, что значило — молот, дубина, и очевидно, говорило о его силе.
Летопись содержит сведения о Дне апостола Иакова, в который казаки у Чувашева мыса сошлись в бое с татарами; о подарках, присланных царем «храбросердому» Ермаку и о злополучном панцире, из-за тяжести которого атаман не смог выплыть из реки Вагай. Описывается в ней и смерть казаков «от скудости хлебные» и возвращение уцелевших 90 человек через Пустоозеро на Русь.
Но здесь же приводятся сведения о путях в Сибирь, которых не было во времена Ермака, информация о строительстве первых церквей в Тюмени и Тобольске, данные о походе 1581 года мансийского князя Аблегирима в Великую Пермь, сведения о судьбе сыновей хана Кучума — то есть то, чего не могло быть в архиве Ермака.
Это дает повод Солодкину считать, что автор летописи брал сведения не из документов Ермака, а из царских архивов, используя «Расспросные речи» казаков в Посольском приказе, которые записали, когда казаки в 1584 или в 1585 году привезли в Москву царю Федору Иоанновичу лучшего военачальника хана Кучума Маметкула.
Что было в царском архиве
Так может быть, в царском архиве действительно хранилось множество документов, по которым можно было написать «Гисторию» покорения Сибирского ханства? Оказывается, нет.
Документов, касающихся взятия Сибири, в архиве мало: в этом виноват пожар 1628 года. По свидетельству академика Александра Александровича Преображенского, сохранилось лишь несколько посольских наказов о присоединении Сибири, челобитные выживших казаков и их потомков, несколько грамот из архивов промышленников Строгановых и «известие» из Чудова монастыря, в котором казаки заказывали молебны, расплачиваясь соболями. Довольно скудные данные, чтобы на их основе написать летопись покорения Сибири.
Тогда куда он девался?
Если документы в Москве сгорели, то где брал сведения автор Погодинской летописи? Быть может, из архива Ермака? Тогда куда он мог деться? Вариантов много.
Разумеется, архив мог погибнуть вместе с Ермаком, когда на его стан ночью напали татары. Нападение произошло ночью, казаки были рассеяны по берегу, атаман утонул, вряд ли победившие в бою враги стали бы сохранять бумаги своего недруга. Однако если автор Погодинской рукописи имел на руках бумаги Ермака, значит, архив не погиб, а был сохранен. Ермак мог отправить большую часть документов в Москву с казаками, оставив себе копии, однако в этом случае их ждала гибель в пожаре, который разразился в столице в 1628 году, и они не могли попасть в руки автора летописи.
Скорее всего, бумаги атамана были кем-то доставлены в Тобольск на сохранение. Именно в этом случае они могли попасть в руки автора Погодинской летописи, а в дальнейшем могли быть утрачены.
Могло быть и так, что казаки отдали их на сохранение монахам в монастырь, и тогда их надобно искать в тех монастырях и храмах, которые уже существовали или были построены при их жизни. В этом случае архив тоже мог быть утерян: даже если бы он уцелел до XX века, после революции его наверняка уничтожили, ведь из 54 тыс. храмов в России к 1963 году осталось 7400, остальные были разрушены. А быть может, карты Ермака до сих пор пылятся на чердаке какого-нибудь старого дома в Тобольске.
Читайте наши статьи на Дзен