Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-09-24 20:30:52
Ярослав Бутаков

Какой национальности были древнерусские богатыри

Вопрос многим представляется абсурдным. «Конечно же, русскими!» Однако что представляла собой русская национальность в период, когда действовали богатыри? Кстати, его надо ещё и определить. О времени и личностях русских богатырей много противоречивых свидетельств. Мы будем говорить только о тех, кто действительно выглядит исторической личностью. То есть о тех, о ком есть упоминания в источниках помимо былин: об Илье Муромце, Добрыне Золотом Поясе (Добрыне Никитиче), Александре или Алексаше (в былинах – Алёше) Поповиче.

Во времена Владимира Великого – восточные славяне и финны, но не русы

Есть такие варианты трактовки былин, по которым Илья и Добрыня являются современниками и дружинниками князя Владимира Великого, крестившего Русь. То есть жили они в конце X века. Но в этот период ещё не завершилось слияние первоначальных русов (происхождение которых неясно – скандинавы, иранцы или кто-то другой) со славянским населением. В былинах все богатыри являются уроженцами Руси как страны, а не как племени. Значит, если они и правда жили в конце X века, то были восточными славянами, но не русами. А русские (в привычном для нас термине) вообще появляются не раньше XVII века.

Впрочем, Илья Муромец, если он и вправду из Мурома, может являться исключением и быть представителем финского племени мурома. Ведь, согласно археологическим данным, население Муромской земли становится славянским не раньше конца XII века. Но это, конечно, если Илья и вправду служил Владимиру «Красное Солнышко», Владимиру Крестителю.

Илья – литвин или тюрк?

Однако больше исторических оснований считать богатырей жившими в XII – начале XIII вв. Первые исторические свидетельства об Илье Муромце относятся к его захоронению в Киево-Печерской лавре и принадлежат XVI столетию. И во всех этих свидетельствах Илья Муромец – не Муромец, а Муровец, Муровлин, уроженец городка Муровийска (Моравска, Моравийска) под Черниговом. Название же села Карачарова под Муромом было внесено в былины под местным топонимическим влиянием. В нём видят также отражение название города Карачёв на Брянщине, существовавшего ещё до монгольского нашествия.

Итак, есть, по сути, две версии происхождения исторического Ильи Муромца. По одной, он родился в Моравске или Карачёве поздно, где-то в XV веке и был, следовательно, литвином по национальности. То есть восточным славянином, жившим в Литве. По другой, которой придерживается большинство исследователей былин, он был родом из Мурома и умер до конца XII века. В этом случае, если Илья Муромец действительно родился в селе Карачарово, следует признать, что этот тюркский топоним возник до татарского нашествия. Возможно, он был основан под Муромом выходцами из Волжской Болгарии или представителями иного тюркского народа.

Алексаша Попович, Тимофей Золотой Пояс и 70 богатырей

Летописи не знают про Илью Муромца. Однако Тверская летопись, сложенная не ранее XVI века, содержит любопытное сказание про младших (как они представляются былинами) богатырей. Богатыри служили разным суздальским князьям. Однако, когда во время Липицкой битвы 1216 года было убито много богатырей, оставшиеся собрались по зову Алексаши Поповича и Тимони Золотого Пояса. Недалеко от современного города Александрова они выстроили крепость, где их совещанию никто не мог помешать.

Посовещавшись, 72 богатыря решили оставить службу у разных князей и вместе служить одному самому сильному русскому князю. С этой целью они двинулись в Киев к княжившему там Мстиславу по прозвищу Удатной (Удалой). В 1223 году они сопровождали князя в походе против татар и все полегли в битве на Калке.

Восточные славяне финского «фронтира» или недавно славянизированные финны

Данное свидетельство содержит ценные указания о центре формирования эпического цикла про богатырей. Алексаша и Тимоня были ростовскими боярами. Их товарищи тоже действовали в Северо-Восточной Руси. Поскольку тут же рядом находится и Муром, следовательно, есть основания полагать, что очагом «богатырства» были Ростово-Суздальская и Муромская земли. Сюда можно добавить и соседнюю Рязанскую землю, так как большинство фольклорных сказаний о Добрыне Золотом Поясе (то же лицо, очевидно, что и Тимофей с таким же прозвищем) сохранилось именно на Рязанщине.

Истоки формирования богатырства как явления – будущая Великороссия XII – начала XIII века. А в этот период здесь ещё находилась изрядная доля финского населения, только недавно принявшая крещение или даже вовсе не крещёная. Достаточно вспомнить, как по одному из церковных сказаний, в 1139 году князь муромского племени изгнал пытавшегося окрестить их священника.

Получается, что богатыри – либо славяне, обретшие особые боевые качества на «фронтире» с покоряемыми финскими племенами, либо недавно славянизированные финские аборигены. Регион зарождения и первоначального действия богатырей – финская страна, лишь недавно колонизованная славянами. Вряд ли можно сказать что-либо точнее об исторических богатырях.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: