Зачем русские на похоронах высыпают землю прямо в могилу
Всякое значимое событие в жизни общества непременно находит свою дополнительную культурную окраску. Рождение, женитьба, празднование юбилейных дат – все это сопровождается определенными ритуальными действиями. И, разумеется, обилием ритуалов сопровождается такое важнейшее событие, как смерть. Это и занавешивание зеркал черной материей, и особая поминальная обрядовая еда. Сонмом традиций оброс и сам процесс захоронения. В их числе и старинный обычай кидать горсть земли на крышку гроба покойного.
Языческие истоки традиции
Бытует мнение, что эта традиция корнями уходит в языческую древность. К несчастью, эту точку зрения трудно подтвердить или опровергнуть. Древнеславянское язычество – тема плохо изученная и темная. Авторитетных письменных источников по ней сохранилось совсем мало (да и те, что есть, были написаны христианами с обличительной целью), оригинальная традиция пресеклась тысячу лет назад, а археологические данные не всегда могут помочь в восстановлении нематериальной культуры. Впрочем, именно захоронения языческого периода являются довольно хорошо изученным материалом. И надо признать, что наши далекие предки, видимо, совсем иначе относились к этому процессу. В частности – длительное время практиковался процесс кремации.
Не стоит ассоциировать современную кремацию и трупосожжение людей древности. В те времена у язычников не было настолько совершенных печей, поэтому приходится говорить о не совсем полной кремации. После похоронного костра останки складывали в специальные погребальные урны. Значение этих простых керамических предметов в археологии воистину сложно переоценить, так как их относят к категории так называемых культурно маркированных предметов и во многом по ним определяют этническую принадлежность найденных в раскопе захоронений.
В частности – самую первую из числа вероятно славянских культур, так называемую культуру подклошных захоронений, ученые назвали именно в честь этих объектов. Речь идет о небольших колоколоподобных урнах, которые в специальной литературе получили название «клоши» (по аналогии с женскими шляпками, популярными в начале ХХ века). Сложно сказать наверняка, какими ритуалами сопровождалось захоронение в те далекие времена. Учитывая, что проживавшие недалеко от славян германские племена бастарнов протыкали свои могилы копьями, люди уже тогда боялись потенциального воскрешения мертвецов.
К обряду полного захоронения (по-научному это называется словом «ингумация») славяне приступили только в VI веке нашей эры. Сложно сказать, кидали ли они горсти земли в могилы своим мертвецам.
Христианские истоки традиции
Более вероятными видятся истоки этого обычая в авраамических религиях. Это становится очевидным хотя бы в силу распространенности обряда среди представителей родственных православному христианству религий. Среди иудеев бытует поверье, что усопший сумеет воскреснуть для вечной жизни только в том случае, если захоронен в священной земле Палестины. Учитывая, что еврейский народ очень широко расселился по всему миру, то речи о похоронах только в пределах древней Иудеи не велось. Но был найден вариант, благодаря которому можно было удовлетворить это требование малыми силами. Для этого в могилу усопшему кидали несколько горстей земли, принесенной из Палестины.
Подобное иудеям мышление порой демонстрировали и католики. Например, люди охотнее хоронили своих мертвецов на кладбище, где хоть бы малая часть грунта была перенесена из святой земли. Благодаря этому культурному феномену, например, появилось такое уникальное строение как легендарная чешская церковь Костнице, большая часть внутреннего убранства которой сделана из человеческих костей. Подобное практикуется и в странах исламского мира, там мужчины кидают горсти земли в могилу, приговаривая при этом слова из Корана. В целом логика подобных действий во всех обозначенных случаях понятна – человек пришел из земли и в нее же ушел.
Вероятно, русский народный обычай бросания горстей земли на крышку гроба созвучен по своему происхождению этим традициям. Тем более, что это дает всем участникам действия ощущение сопричастности с происходящим событием, дарует возможность на персональном уровне попрощаться с родным человеком.
Логика народного мышления нагружает этот обычай дополнительными смыслами, якобы так люди, принимавшие участие в похоронном обряде, получают гарантию того, что мертвец не станет преследовать их в снах. И это отсылает нас к другой невероятно интересной и обширной культурологической теме – к вере в заложных покойников. Согласно народным верованиям, человек, умерший противоестественной или особо жестокой смертью может преследовать живых. И для того, чтобы избежать подобной участи, люди чинили дополнительные препятствия своим мертвецам: клали тело на живот, бросали в могилы много однотипных мелких предметов, чаще всего – зернышек. Считалось, что покойник не сумеет выбраться из могилы, если не пересчитает за ночь все находящиеся у него в могиле предметы. И, таким образом, горсти пшеничных зерен были верным залогом того, что мертвец не выйдет в мир живых.
Несомненно также и то, что обычай кидать горсть земли на крышку гроба в наше время практически полностью лишен всякого мистического наполнения, и, фактически, это исключительно светская традиция. Во всяком случае, именно такого мнения придерживается официальная церковь.
Читайте наши статьи на Дзен