Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-09-29 13:00:17

Чем Павел I был готов пожертвовать ради присоединения Мальты

Павел Петрович Романов был человеком невероятно эксцентричным и своеобразным. Истории известно множество его очень странных поступков. Так, например, он зачем-то стремился запретить употреблять в речи слово «Отечество». Но, пожалуй, самым вызывающим поступком русского монарха по праву считают его заигрывания с Мальтийским орденом.

Мальтийский орден

История ордена берет свое начало еще в глубоком средневековье, во время крестовых походов, но, правда, первоначально он не был хоть как-то связан с Мальтой, а назывался госпитальерским. Он был учрежден в XI веке и первоначально ставил своей целью защиту христианских малоимущих паломников на Святой Земле. Однако, уже в скором времени орден милитаризировался и превратился в рыцарскую военно-духовную организацию. Зародившись в Иерусалиме, орден долгое время базировался на острове Родос, который, однако, пал под ударами сарацин в 1522 году, и лишь потом рыцари осели на территории Мальты. Строго говоря, в корне неверно называть орден «Мальтийским», но настоящее его название так длинно и пространно, что почти во всем мире допускают такое осознанное упрощение и сокращение. Официальное же название организации звучит как «Суверенный военный орден рыцарей госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты». Боевое братство католических рыцарей, прославившее свое имя во множестве боев с иноверцами, дало трещину в самом конце XVIII века, когда для рыцарей наступили времена тяжелых испытаний.

Великий магистр

В декабре 1798 года Павел I стал Великим магистром Мальтийского ордена. Объективно говоря, это немало удивило современников, так как русский император мало подходил для этой должности. В первую очередь из-за того, что был женат, что было абсолютно недопустимым для представителя рыцарского духовного ордена. А во вторую очередь – Павел Петрович был крещен в православную веру, в то время как орден был исключительно католическим объединением. Впрочем, со стороны Ватикана на этот счет не поступило какого-либо выраженного возмущения, и, если вдуматься, это неудивительно. В конце XVIII столетия Европа была охвачена лихорадкой наполеоновских войн, поэтому странное воцарение православного монарха на главной должности католического духовного ордена хоть и казалось удивительным, но не годилось в главные события эпохи..

В сущности, именно политический кризис, вызванный действиями Наполеона, и толкнул рыцарей в сферу влияния Российской Империи. Во время Египетского похода войска корсиканца выбили рыцарей с территории Мальты, и они сумели найти свое прибежище у радушного российского правителя. Вообще на тот момент дела у рыцарей шли неважно: они оказались, по сути, без земель и без средств к существованию. Чуть забегая вперед скажем, что рыцарям уже никогда не суждено было стать полноценными хозяевами Мальты. Впрочем, на тот момент это еще не было свершившимся фактом, поэтому Павел Петрович искренне полагал, что в скором времени острова Мальтийского архипелага (населенного, к слову, семитским народом, родственным древним финикийцам) вольются в состав Российской империи. Серьезность намерений Павла Петровича была абсолютно недвусмысленна: придворный ювелир сделал для него корону Мальтийского ордена, изображение регалий организации оказались на печати Российской империи, а в типографиях готовили карты, где архипелаг был отмечен как одна из губерний страны.

Косвенно легитимность претензий русского царя на далекие заморские земли средиземноморья была поддержана действиями Британии. Известно, что английский адмирал Горацио Нельсон обратился именно к Павлу I с просьбой о временном назначении капитана Белла комендантом острова. Российский император ответил на это официальным согласием и даже присвоил британскому военному звание командора Мальтийского ордена.

Однако британцы предали Павла Петровича: после освобождения архипелага от французских войск, остров вошел в состав Британской империи, а притязания Павла Петровича и подконтрольных ему рыцарей остались без внимания.

Весьма вероятно, что если бы жизнь русского правителя не оборвалась в скором времени, то эти события смогли бы получить чудовищного размаха резонанс. Так как именно в ответ на вероломные действия англичан в Средиземном море, Павел разработал свой легендарный план по захвату Индии силами казачьих войск. Павел I был согласен развязать новую и, вероятно, кровопролитную войну с Британской империей за влияние в регионе Индийского океана.

Однако в 1801 году жизнь правителя оборвалась, и его план по захвату Индии так и остался на бумаге.

Современное положение Мальтийского ордена

Впрочем, вплоть до 10-х годов XIX века львиная доля финансирования ордена приходилась именно на Россию. Рыцари, добравшиеся до Санкт-Петербурга, были обласканы властью, им выдавали звания, должности, земли и дворянские титулы. В скором времени, однако, странному союзу православного русского государства и католического ордена пришел конец.

Маленький и почти лишенный земель Мальтийский орден, впрочем, пережил своего былого могучего союзника. Он существует по сей день. В его собственности значится один единственный особняк в Риме, а с 1998 года организация арендует замок Святого Ангела на Мальте. Вопреки тому, что владения его более чем скромны, он обладает всеми формальными признаками государства: флагом, гимном, национальной валютой и сложной системой разветвленной власти. Орден поддерживает дипломатические отношения со 107 странами мира и входит в ООН на правах наблюдателя.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: