История

Голова Николая Гоголя: кто ее мог похитить из могилы писателя

2020-09-30 14:00:30

Личность и творчество Н.В. Гоголя всегда были овеяны мистическим ореолом. И посмертная судьба великого писателя окутана множеством тайн и загадок. В разное время по Москве ходили самые фантастические слухи. Якобы погребли Николая Васильевича заживо, его гроб был исцарапан изнутри, а тело лежало на боку, скрючившись. Эти разговоры то усиливались, то затихали. Но больше всего различных домыслов и предположений вызвал череп классика русской литературы, бесследно исчезнувший из могилы.

Череп пропал

Согласно официальной биографии, Н.В. Гоголь скончался 21 февраля (4 марта – по новому стилю) 1852 г. в Москве. Он был похоронен на погосте Свято-Данилова монастыря. В 1909 году, к 100-летнему юбилею, могилу писателя подвергли масштабной реконструкции, а в 1931-м останки и вовсе перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Тогда и поползли по столице пугающие слухи о пропавшей голове Николая Васильевича.

Источником этих разговоров, как выяснилось, стали видные деятели культуры, присутствовавшие во время вскрытия гроба. Среди лиц, приглашенных на это мероприятие, был литератор-москвовед Владимир Лидин (Гомберг). Он написал небольшой документальный рассказ «Перенесение праха Гоголя», который опубликован в альманахе «Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.» (Москва, 1994 г.) с вступительной статьей и примечаниями известного историка Льва Ястржембского.

По решению советских властей, на территории Свято-Данилова монастыря был организован приют для несовершеннолетних правонарушителей, а местное кладбище упразднили. Останки писателя-славянофила А.С. Хомякова, поэта Н.М. Языкова и Н.В. Гоголя были торжественно перезахоронены в июне 1931 года на Новодевичьем.

«Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, натолкнулись на кирпичный склеп необычайной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении… и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб», – написал В.Г. Лидин.

В сгущающихся сумерках деятели культуры, присутствовавшие во время вскрытия могилы, с удивлением обнаружили, что головы классика русской литературы в гробу нет, а «… останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами».

Интересно, что на небольшой глубине над склепом великого писателя могильщики обнаружили другой череп, но даже беглого взгляда также приглашенных на мероприятие археологов хватило, чтобы понять: эта часть человеческого скелета не имеет никакого отношения к останкам Н.В. Гоголя. Найденный череп принадлежал какому-то неизвестному молодому человеку.

Сам В.Г. Лидин в своих записях признался, что не смог удержаться и прихватил из гроба кусок материи от сюртука великого писателя, который затем был использован при изготовлении футляра для первого издания поэмы «Мертвые души». Эта книга хранилась в личной библиотеке В.Г. Лидина.

Другие литераторы, присутствовавшие во время перезахоронения, тоже не удержались и, по слухам, также прихватили из гроба Н.В. Гоголя различные «сувениры».

Алексей Бахрушин

Поскольку в 1931 году голову классика русской литературы в гробу не нашли, возникло предположение, что она была кем-то похищена в 1909-м, во время работ по реконструкции могилы, организованных к юбилею писателя. При этом многие исследователи заподозрили в кощунственной краже известного коллекционера А.А. Бахрушина, чье уникальное собрание стало основой Театрального музея.

Писатель Владимир Христофоров – автор статьи «Пропавший череп Гоголя», которая вышла в газете «Литературная Россия» (№ 41 за 2009 г.). Он отметил, что в 1931-1932 годах сотрудники НКВД провели расследование, пытаясь разгадать тайну исчезновения головы Николая Васильевича. Во время допросов уцелевших монахов Свято-Данилова монастыря вроде бы выяснилось, что именно А.А. Бахрушин выкупил череп классика у местных могильщиков.

«Купец и меценат по слухам якобы уже хранил у себя череп великого актера Щепкина и еще один – неизвестный. Бахрушин увенчал "экспонат" серебряным венком, поместил в специальный палисандровый ларец со стеклянным оконцем», – написал В.Г. Христофоров.

С этой версией согласен и другой известный русский литератор – Анатолий Королев. В своей статье «Голова Гоголя», которая опубликована РИА Новости 26 марта 2009 г., писатель выразил уверенность, что известный коллекционер вполне мог пойти на кощунственное преступление, ведь фанатичная страсть А.А. Бахрушина к собирательству различных раритетных ценностей «… не знала моральных запретов».

Кстати, по мнению А.В. Королева, руководству Свято-Данилова монастыря стало известно о факте вандализма еще в 1909 году, когда подвыпившие могильщики проболтались о продаже головы Н.В. Гоголя. Но религиозные деятели решили скрыть это преступление, дабы «не выносить сор из избы».

Итальянцы Боргезе

Московские городские легенды гласят, что вскоре после приобретения черепа Н.В. Гоголя у А.А. Бахрушина начались неприятности и в делах, и в семье. Опасаясь, что всему виной останки знаменитостей, кощунственно добытые из оскверненных могил, коллекционер якобы передал голову Николая Васильевича, находившуюся в палисандровом ларце, внучатому племяннику великого писателя – лейтенанту русского флота Яновскому.

Согласно другой версии этой легенды, морской офицер заставил А.А. Бахрушина отдать ему череп своего покойного родственника, угрожая револьвером.

В газете «Совершенно секретно» 3 июля 2012 г. была опубликована статья журналиста Николая Пороскова «Череп Гоголя под Ла-Маншем». Автор отметил, что лейтенант Яновский планировал передать голову великого писателя посольству России в Риме, чтобы торжественно похоронить часть останков двоюродного дедушки на итальянской земле, которую Николай Васильевич считал своей второй родиной.

Так палисандровый ларец с черепом великого писателя оказался в Севастополе, но запланированный поход в Италию не состоялся. Поэтому Яновский передал голову Н.В. Гоголя своему знакомому – капитану Боргезе, командовавшему миноносцем флота союзников. Итальянский морской офицер поклялся, что сразу же по возращении на родину передаст череп в российское посольство в Риме, но почему-то не сделал этого. Раритетные останки хранились у него дома. Затем череп Н.В. Гоголя якобы был безвозвратно утерян младшим братом капитана.

14 июня 1911 года студент Римского университета Боргезе отправился из итальянской столицы в поездку на туристическом поезде, который таинственным образом пропал, въехав в длинный железнодорожный тоннель.

Впоследствии сообщалось, что призрак этого поезда очевидцы наблюдали под Полтавой, под Балаклавой и даже в Мексике. Сам студент Боргезе утверждал в многочисленных интервью, что чудом успел спастись: спрыгнул с подножки вагона прямо на ходу, почувствовав неладное. А череп классика русской литературы, по словам итальянца, остался в бесследно исчезнувшем поезде-призраке.

Однако далеко не все историки верят в легенду о железнодорожном составе, оказавшемся в пространственно-временной ловушке. Некоторые исследователи предполагают, что итальянцы просто решили присвоить себе череп классика русской литературы – все-таки речь идет о редком раритете, представляющем культурную ценность.

Колдуны и ведьмы

Существует и еще одна версия исчезновения головы Н.В. Гоголя. И она тоже связана с мистикой. В прессе время от времени высказываются предположения, что за черепами знаменитых людей ведут настоящую охоту колдуны и ведьмы. Человеческие останки используются в различных магических практиках с глубокой древности.

Так, авторы книги «Самые невероятные в мире – секс, ритуалы, обычаи» (Москва, 1998 г.) Станислав и Януш Талалай написали: «Череп человека был одним из главных компонентов в магических лекарственных средствах, и считалось, что такой препарат даже излечивает эпилепсию, хотя происхождение такой болезни в Средневековье относили к сверхъестественным силам».

При этом, особую ценность для магов представляют черепа знаменитых людей: легендарных преступников, великих деятелей искусства и науки, политических лидеров. Их останки, по мнению магистров оккультных практик, сохраняют в себе часть той особой духовной силы, которая была присуща знаменитостям при жизни.

Не исключено, что череп неизвестного молодого человека, упомянутый в записях литератора В.Г. Лидина, был зарыт в могильной ограде Н.В. Гоголя неким колдуном, который таким странным способом, вероятно, попытался магически «откупиться» от совершенного святотатства – кражи головы покойного писателя.

Поклонники

Впрочем, некоторые исследователи московских легенд утверждают, что палисандровый ларец с головой Н.В. Гоголя долгое время хранился в запасниках Театрального музея имени А.А. Бахрушина. Этот раритет был надежно скрыт от любопытных глаз.

Например, писатель В.Г. Христофоров поведал о собственной попытке разгадать мистическую тайну: «При очередном посещении знаменитого театрального музея им. Бахрушина я не удержался и спросил про череп у очень престарелой смотрительницы зала экспонатов. Она рассмеялась и сказала: "Прошло сто лет, прошли революции и войны. Кто будет хранить черепа? На мой взгляд, все это выдумки"».

Есть предположение, что кто-то из восторженных и фанатичных поклонников великого писателя мог похитить его череп, воспользовавшись революционной неразберихой.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи