Почему Иван Грозный называл себя «царем Израиля»
Казалось бы, предки этого государя всея Руси (впрочем, как и других царей) известны. У Ивана Грозного — аж до пятого колена. И все-таки версий, чья кровь текла в нем, немало.
Москва – Третий Рим?
Вести происхождение царственных особ непосредственно от богов, как это было в античности, в христианской Европе было не с руки. Но вот возводить себя к древним императорам — вполне приемлемо и почетно: чем древнее и знатнее происхождение, тем выше внешнеполитические «акции» и престиж династии или отдельного правителя.
Иван IV, не раздумывая, искал и находил свои корни в Древнем Риме. «Мы от Августа Кесаря родством ведемся», — говорил Иван Грозный. Никаких доказательств этого нет. А вот что Грозный был наследником византийского рода Палеологов — истинная правда. Бабушка его по материнской линии, Софья Палеолог, была византийской принцессой. Палеологи встречаются в генеалогии Ивана IV и на более ранних ветках родства. В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II рассказал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи».
В предках Грозного есть и некий центурион Асень Заккария, князь Ахейский, так что можно считать, что капелька римской крови все-таки текла в жилах Ивана IV. Есть там и сербская и литовская примеси.
Восток или Запад?
Несколько лет назад всерьез начала разрабатываться версия, что мать Грозного, Елена Глинская, имела татарскую кровь, не то четверть, а не то и половину. В любом случае Глинская будто бы происходит из татарского рода, то ли от одного из военачальников Мамая, то ли от самого Мамая. Никаких письменных свидетельств этому нет, тогда как про другие русские знатные роды, в том числе из татар, можно узнать из серьезного массива документов. Противники «татарской версии» указывают на то, что воссозданный криминалистом и скульптором Никитиным облик Глинской дает типично славянский или балтийский тип внешности. А сторонники в ответ указывают на восточные черты самого Ивана IV в его реконструкции, сделанной Герасимовым.
Впрочем, есть версия, возводящая Грозного к западным народам, точнее — к германцам. Причем этой версии придерживался якобы сам Иван IV. По свидетельству одного из очевидцев, в 1570 году в ходе переговоров герцогом Магнусом Ливонским Иван Грозный в присутствии членов Боярской думы и иностранцев заявил: «Сам я немецкого происхождения и саксонской крови…». Саксонец Ганс Шлитте, служивший Ивану Грозному, около 1556 года составил проект царского письма императору Священной Римской империи Карлу V. В этом письме от имени русского монарха говорилось, что «мы одного корня и происхождения с германцами». Кстати, есть данные, что Грозный считал своего предка Рюрика не скандинавом, а именно немцем.
Причем здесь Израиль?
Иван Грозный, Царь Израильский — якобы так именовал сам себя Иван IV. Андрей Курбский писал, что Грозный изучил и глубоко проник в еврейскую библейскую историю, более того — идентифицировал себя и свои российские владения как иудейско-израильское царство. А Никоновская летопись, рассказывая о возвращении русского войска после взятии Казани, сообщает об обретении русским народом горнего, то есть небесного Сиона или Иерусалима. И построенный Грозным собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве якобы символизирует собой этот самый небесный Иерусалим.
Как бы то ни было, речь не идет о еврейском происхождении Ивана Грозного. Будучи православным царем, он пытался воплотить православную идею небесного Сиона и воспреемства от прославленных библейских царей и пророков в духовном и, возможно, монархическом измерении, не имея ввиду этнического элемента.
Читайте наши статьи на Дзен