Зачем Мазепа изменил Петру I после двадцати лет верной службы
Иван Степанович Мазепа поставил рекорд по пребыванию в должности гетмана Войска Запорожского – 22 года. Из них 21 год он верой и правдой служил русским монархам. Сначала, с 1687 по 1689 год – регентше Софье, затем – с 1689 по 1696 год – царям Ивану V и Петру I, и, после смерти царя Ивана в 1696 году, по 1708 год – одному Петру. Формально, его служба царю Петру началась с получения гетманской булавы и длилась больше двух десятилетий.
Доверие царя к Мазепе
За это время Иван Мазепа был много раз награждён и обласкан русской властью. В 1700 году он получил из рук Петра I орден Святого Апостола Андрея Первозванного, незадолго до этого учреждённый царём. Мазепа стал вторым в истории кавалером этого высшего ордена Российского государства (первым был дипломат Фёдор Головин в 1699 году).
Мазепа регулярно отправлял украинских казаков в походы по царским указам. В 1687 и 1689 гг. казаки участвовали в неудачных походах князя Василия Голицына на Крымское ханство. В 1695 и 1696 гг. Мазепа водил своих казаков на Азов. Во время Второго Азовского похода казаки сыграли важную роль при взятии города. Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы».
Когда началась Северная война, гетман Мазепа также усердно выполнял приказы царя о присылке казачьих контингентов на войну, шедшую в Прибалтике, Польше и Белоруссии, а также на строительство Петербурга. В свою очередь, царь оказывал Мазепе большое личное доверие. Это выражалось, прежде всего, в том, что Пётр не давал никакого хода доносам против Мазепы, а если доносчик был известен, то выдавал его гетману головой.
Установление шляхетских порядков при Мазепе
Доносы на Мазепу стали поступать уже с начала 1690-х годов. Авторы «подмётных писем» не могли указать никакой конкретной измены Мазепы, а больше ставили ему в вину его шляхетское происхождение из Правобережной Украины, службу в молодости при польском королевском дворе и симпатии к Польше. Многие в Левобережной Украине, как отмечает историк Николай Костомаров, отмечали, что Мазепа был «лях по привычкам, образованию и воспитанию». Но никакой прямой вины за ним не обнаруживалось.
Обилие доносов на Мазепу во все годы его гетманства следует объяснить естественными условиями эволюции украинского казачества на российской государственной службе. Мазепа опирался на старшин, старался выделить их из казачьей массы, поднять над «голытьбой», превратить в класс шляхетства. Он и сам обогащался всеми способами: царскими земельными пожалованиями, собственными торговыми монополиями на Украине и т.д.
Все его усилия в этом направлении встречали полную поддержку и одобрение царской власти. И царь, и гетман полусознательно, полуспонтанно вели дело к установлению на Украине крепостнических порядков, близких к тем, что господствовали в Московской Руси. Но казачьей массе было невдомёк, что это делалось с ведома и одобрения царя. В нововведениях, восстанавливавших ненавистные шляхетские порядки Речи Посполитой, сброшенные во времена Богдана Хмельницкого, они видели злую волю одного лишь гетмана, в котором подозревали поляка.
Донос Кочубея и Искры на Мазепу
Не все доносы на Мазепу вызывались лишь недовольством низов. Среди мотивов было и личное соперничество. Так, когда в 1707 году бывший генеральный писарь Войска Запорожского Василий Кочубей и бывший полтавский полковник Иван Искра представили Петру I в челобитной очередной донос на Мазепу, то Мазепа легко представил это дело личной местью противников. Известно было, что пожилой Мазепа влюбился в юную дочь Василия Кочубея, открыто жил с нею и хотел официально жениться, но Кочубей отказал гетману под предлогом того, что венчание невозможно (возлюбленная Мазепы была его крёстной дочерью). Оба – и Кочубей, и Искра – были ещё раньше недовольны гетманом, из-за чего и оставили свои посты ещё в 1703 году.
В доносе Кочубея и Искры, подробно разобранном Костомаровым, только один пункт из более чем тридцати указывал на действительный, как выяснилось позднее, факт государственной измены. Это было сношение гетмана с подозрительными людьми, являвшимися эмиссарами от претендента на польский престол Станислава Лещинского, поддерживаемого шведским королём Карлом XII. Все прочие пункты доноса были надуманными и продиктованными подозрением. Никакими точными фактами ни Кочубей, ни Искра подтвердить измену Мазепы не могли. Подвергнутые пытке, они признались, что донесли на гетмана по личной злобе. Пётр отправил их к Мазепе на войсковой суд. Последний, полностью подвластный гетману, приговорил обвиняемых к смертной казни, которая состоялась 14 июля 1708 года.
А всего через два месяца Мазепа открыто изменил Петру, как предупреждали царя несчастные доносчики-доброхоты.
Неудачи России в Северной войне
Как теперь известно, Мазепа с 1705 года стал вести осторожную двойную игру, устанавливая связи с противной России стороной в Северной войне. Первой причиной для этого послужили неудачи Петра I в Польше. Там уже в 1704 году ставленник Карла XII Станислав Лещинский овладел Варшавой и возложил на себя польскую корону.
Особенно неудачным для России стал 1706 год. Карл XII нанёс окончательное поражение союзнику России – саксонскому и польскому королю Августу II – и принудил его заключить мир, в котором тот отказывался от польской короны. Русская армия не смогла оказать ему помощи, но, преследуемая Карлом, во главе с самим Петром спешно бежала из-под Гродно, чтобы избежать разгрома.
В это время Пётр задумывался о мире. Он через посредников присылал Карлу условия мирного договора со Швецией. Царь был готов отказаться не только от завоеваний в Прибалтике, но даже соглашался отдать шведам старинный русский город Псков. Но в то же время Пётр хотел во что бы то ни стало сохранить за собой устье Невы с заложенным там Санкт-Петербургом. При этом за землю под Петербургом царь был согласен выплатить шведам большую денежную компенсацию.
Эти дипломатические демарши убеждали не только Карла XII, но и Мазепу в слабости Петра и России. Шведский король в 1708 году начал свой поход через Белоруссию на Россию. А Мазепа решил, что вторжение Карла в русские пределы представляет собой самый удобный случай отдалиться от России и перейти под протекцию Швеции.
Был ли Мазепа борцом за независимость Украины или конъюнктурщиком?
Вынашивал ли Мазепа план создания независимой Украины (протекторат далёкой Швеции, несомненно, был равнозначен независимости) всё время своего гетманства? Или это была спонтанная идея, сложившаяся под влиянием событий Северной войны?
Мазепа был гибким политиком, чутко откликавшимся на выгодную политическую конъюнктуру. Недаром его любимой книгой был «Государь» Николо Макиавелли. К тому же свои истинные намерения гетман всегда умел скрывать. Вряд ли на заданные вопросы можно ответить точно. Несомненно только то, что, если бы Северная война до 1708 года шла успешнее для России, то и осторожный Мазепа не совершил бы измены.
Читайте наши статьи на Дзен