Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-10-16 12:30:51

«Второй Суворов»: почему так называли героя Кавказской войны Петра Котляревского

Когда речь заходит про 1812 год, знакомый с историей России человек сразу вспомнит про нашествие армии Наполеона, Бородинское сражение, сожжение Москвы. И мало кто помнит, что в этом же году шла еще одна война, не менее важная, и давшая нашей истории немало подвигов и героев.

Это была война с Персией за территории Закавказья. Война шла, то утихая, то обостряясь с 1804 года. В 1810 году персы потерпели несколько серьезных поражений и собирались заключить мир, но вторжение Наполеона изменило ситуацию. В Персии с помощью Великобритании была сформирована новая армия, которая вторглась в Карабах, где сходу нанесла поражение незначительным русским отрядам. Ситуация складывалась критической для России: все силы были брошены на борьбу с Наполеоном, угроза потерять все Закавказье (если не весь Кавказ) была реальной, из Петербурга требовали идти на любые уступки, чтобы закончить войну. Все небольшие русские силы были объединены под командованием генерала Петра Котляревского.

Имя его уже было хорошо известно на Кавказе. В 1810 году он с отрядом в четыре сотни человек взял неприступную персидскую крепость Мигри, которую защищал полуторатысячный гарнизон. Затем разгромил персидский отряд в битве на реке Аракс, потом взял турецкую крепость Ахалкалаки, после чего Турция вышла из войны. Котляревский за эти славные победы получил в 28 лет звание генерал-майор, орден Святого Георгия 4-й степени, золотую шпагу с надписью: «За храбрость».

Имея в своем распоряжении лишь около 2000 человек, Котляревский принял решение идти на врага, силы которого в целом превосходили его в пятнадцать раз. 19 октября 1812 года отряд Котляревского напал на персидскую армию в укрепленном лагере Асландуз. У персов было до 20 тыс. человек при 12 орудиях, вооружали и обучали их английские офицеры. В некоторых источниках дается и меньшее количество войск, но превосходство персов было в любом случае подавляющее.

Русский отряд состоял из 2221 человека, включая самого Котляревского. Из шести орудий одно застряло по дороге, его в спешке бросили. Внезапным ночным ударом лагерь был взят, персы бежали. На следующий день командующий персами Аббас-Мирзы пытался собрать остатки своих отрядов, но был окончательно разгромлен. Как писали современники, после Асландузского сражения Котляревский в донесении уменьшил потери персов до 1200 человек, сказав при этом: «Напрасно писать 9000 — не поверят». За победу при Асландузе Котляревский получил чин генерал-лейтенанта и орден Святого Георгия 3-го класса.

Персидская армия фактически перестала существовать, у них оставалась лишь надежда на сильно укрепленную крепость Ленкорань. Крепость была хорошо защищена, в ней располагался отборный гарнизон в четыре тысячи человек. Надо заметить, что не один боец ленкоранского гарнизона не обратился в бегство и не сдался в плен.

Попытка осаждать крепость ни к чему не привела, легкие полевые пушки не наносили вреда укреплениям. На предложение сдаться комендант гарнизона ответили, что они скорее умрут. Персы собирали силы и готовились идти на выручку крепости. Главнокомандующий персов писал коменданту Ленкорани: «Если сами горы восстанут на тебя — держись!».

Котляревский отдал приказ идти на штурм. В его отряде было 1759 человек. В биографии генерала Котляревского, написанной В. Соллогубом, приводятся слова его письма к начальнику гарнизона: «Начиная от меня и до последнего солдата, все мы или умрем, или возьмем крепость».

Диспозицию Котляревского историк Антон Керсновский в своей книге «История русской армии» сравнивает со знаменитой диспозицией Суворова на штурм Праги. Там было сказано:

«… даю знать о том войскам и считаю нужным предварить всех офицеров и солдат, что отступления не будет. Нам должно взять крепость или всем умереть, зачем мы сюда присланы». Русские войска пошли на приступ 31 декабря 1812 года.

Во время штурма один из командиров колонн был убит, атака захлебнулась. Раненный в ногу Котляревский сам пошел на стены, поднял солдат в атаку, но получил еще два ранения и упал в ров. Крепость была взята, весь персидский гарнизон уничтожен полностью, русские потеряли более половины отряда: 341 человек убит и 609 ранено.

Это было последнее сражение той войны. Потерпев столь серьезные поражения, персы пошли на переговоры. По Гюлистанскому миру к России окончательно отходили земли Восточной Грузии, Северного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии. У России появился на Каспийском море свой флот.

А изувеченное тело Котляревского после сражения нашли под грудой окровавленных трупов. Каким-то чудом врачам удалось его спасти. Солдаты триста верст на руках несли своего командира по горам и степям.

Прожил Петр Котляревский еще почти сорок лет, тяжело мучаясь от ран. Умер он в 1851 году, похоронен в Феодосии, но его могила не сохранилась. Единственный дошедший до нас портрет генерала был написан его другом Иваном Айвазовским лишь через 20 лет после смерти. Художник видел Котляревского лишь с изувеченным лицом, без глаза, но изобразил его совсем молодым человеком, без следов ран. В предисловии к поэме «Кавказский пленник» у А. С. Пушкина есть строки: «Тебя я воспою, герой, / О Котляревский, бич Кавказа!».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: