Софья Палеолог: что во внешности бабушки Ивана Грозного удивило исследователей
Византийская принцесса Софья Палеолог, ставшая женой великого князя Ивана III, была родной бабушкой первому царю — Ивану IV Грозному. Деятельная византийка кардинально изменила политику и культурную жизнь Руси, оставив после себя значительное наследие. Ученые, изучавшие останки царицы, были крайне удивлены — во внешности этой женщины было кое-что особенное.
Госуправление и идеология
В Россию Софья прибыла не из Византии, а из Рима, где жила с братьями после смерти отца Фомы и падения Византии. Римский папа выделял на содержание сирот 3600 экю в год, и именно понтифик стал «сватом», предложившим руку Софьи Ивану III, к тому времени – вдовцу. Папа хотел усилить влияние Рима в Московском государстве, но планам было не суждено сбыться. Кстати, настоящее имя нашей героини — Зоя, Софьей она стала именно в Риме.
Именно Софья Палеолог положила начало именованию московских государей царями. Есть, например, собственноручно вышитая ею ткань, где она пишет о себе «царевна царегородская», а не «великая княгиня». Софья вводит новый дипломатический язык и церемониал. Появляются придворные чины, а государь стал жаловать боярским званием за заслуги перед престолом.
Усилиями Софьи Русь начинает выходить из-под влияния Орды. В 1477 Софья заявляет татарскому хану, что ей был знамение – построить храм святому Николаю на месте в Кремле, где расположено жильё ханских наместников, в чьи функции входил сбор ясака и контроль за действиями московского государя. Из Кремля наместников выселяют. Иван III слушает жену и выезжает в 1480 году к реке Угре против татар. Стояние на Угре не закончилось боем, но положило конец игу.
Именно во времена Софьи символом самодержавия становится двуглавый орёл, как знак преемственности от павшей Византии. Формируется концепция «Москва – Третий Рим».
Софья Палеолог начинает призывать в Россию лучшие умы, инженеров, архитекторов, монетных и пушечных дел мастеров, врачей со всей Европы, в первую очередь – из Греции и Италии. Именно приезжие рудознатцы откроют собственные русские залежи серебра, что искоренит многовековую зависимость страны в чеканке монеты от импорта серебра. Известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти получил ежемесячное содержание в десять рублей (огромная сумма для того времени!) и приехал в Москву. Он строит первый в Москве каменный храм – Успенский собор, чьё освящение прошло в 1479 году. Идёт активное каменное строительство в Москве. Она превращается в мегаполис, столицу мощного государства, а не заштатный деревянный городок.
Налаживаются импортно-экспортные связи с Западной Европой.
Иван III по совету жены выкупает половину Ростовского княжества в 1474 году, делает союзником крымского хана Менгли-Гирея.
Учёности достойные плоды
Софья Палеолог привезла с собой приданое, в которое, кроме сокровищ, входило 70 подвод старинных текстов большой ценности. В истории это собрание больше известно как «библиотека Ивана Грозного», её поиски продолжаются и в наши дни.
Было в приданом несколько редких православных икон и «костяной трон»: деревянную основу покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с библейскими сюжетами.
На Руси распространяется учёность, прежде всего – среди священнослужителей и монахов. Изучается греческий, латинский языки, появляются основы отечественного богословия.
Спорная красота
Софья Палеолог известна как статная, красивая женщина. Московское бюро судебно-медицинской экспертизы, опираясь на хорошую сохранность скелета Софьи, провело реконструкцию. В итоге выяснилось, что царевна была роста около 160 см и весила 100 – 150 кг и даже имела небольшие усики. В тоже время, исследователи поразились сходством с внуком, Иваном IV Грозным. К тому времени уже существовала реконструкция Герасимова. Учёный отмечал явное влияние на облик Грозного средиземноморского типа, увязывая это как раз с наследственностью от Софьи Палеолог. Позднейшая работа судмедэкспертов подтвердила гипотезу.
Секрет венчания
Брак Софьи и Ивана III продлился 30 лет, у них было 12 детей. Но есть определённая «серая зона», связанная с венчанием. В Риме Софья приняла католичество, но едва пересекла границу России, заявила сопровождавшему её папскому легату, что возвращается в православие. По другим данным она была униаткой. В результате чего в архивных документах указаны два священнослужителя, сочетавшие браком Ивана и Софью. Официально — это митрополит Филипп. Но он якобы был против брака с униаткой и в действительности пару венчал коломенский протопоп Осия, так утверждают Софийская II и Львовская летописи. Установить истину за давностью лет не представляется возможным.
Читайте наши статьи на Дзен