Василий Темный: как он объединил православных христиан
Русская православная церковь сыграла значительную роль в становлении российского государства. Долгие века Московская патриархия стремилась к самостоятельности, но лишь в середине XV века великому князю Василию II удалось объединить православных христиан под эгидой русской церкви.
Раскол христианского мира
Главный духовный центр православных христиан находился в Византии. В Константинополе ещё в конце IX века была построена главная духовная святыня – храм святой Софии. Византийские митрополиты назначали своих духовных наместников повсеместно – от Греции до Киева и Москвы. При этом отношения с Римской католической церковью всегда были натянутыми, хотя прямых столкновений не происходило.
Но в XV веке для Византии наступили страшные времена: страна была осаждена полчищами турков-османов. К середине века незахваченным остался только Константинополь. Долгие годы турки держали город в осаде, не решаясь штурмовать неприступные крепостные стены. Жители города собирались в храмах, молились о спасении от жестоких мусульман, устраивали крестные ходы.
Император Иоанн VIII был вынужден обратиться за помощью к Риму. Собратья во Христе ответили, что согласны начать новый крестовый поход против турецких захватчиков, но при условии признания верховенства римского престола над православным. Иными словами, римляне потребовали объединения католиков и православных под началом римского папы.
Великий латинский Собор во Флоренции был назначен на февраль 1439 года. На этом мероприятии в присутствии императоров Рима и Византии и духовных лидеров католиков и православных планировалось подписание соглашения о слиянии церквей.
Василий Тёмный и митрополит Исидор
Внук Дмитрия Донского и дедушка Ивана Грозного князь Василий II взошёл на московский престол, когда ему было всего десять лет. Практически всю свою жизнь он неустанно вел борьбу за власть со своими родственниками, которые также претендовали на роль московского правителя. Кроме того, положение осложнялось постоянными набегами остатков татаро-монгольской орды, которые терроризировали сопредельные с Москвой княжества. Для Василия II было очевидным, что лишь объединение княжеств под единым руководством могло положить конец Смутному времени.
Для князя Василия в первые десятилетия правления незыблемым авторитетом был митрополит Фокий – человек мудрый, истинно верующий и сделавший многое для распространения православной веры не только на Руси, но и в Восточной Европе, в том числе в княжестве Литовском.
По сути, митрополит был вторым лицом в зарождающемся русском государстве, и авторитет церкви был неоспорим. Поэтому, когда после смерти Фокия византийский патриархат прислал ему на замену греческого первосвященника Исидора, его встретили с доверием.
Призыв к участию во Флорентийском соборе, напротив, был встречен Москвой в штыки. Точнее, участвовать в нём было необходимо, но Василий Тёмный (прозванный так, потому что был ослеплён врагами) настаивал на категорическом отрицании унии с католиками. Исидор заверил московских верноподданных, что будет отстаивать интересы православия.
Предательство Исидора
Происходившее во Флоренции известно со слов спутников Исидора — епископа Авраамия Суздальского и иеромонаха Симеона. По их свидетельствам, между католическим духовенством и греческим патриархатом не утихали ожесточенные споры. Не выдержав напряжённой борьбы, прямо во время Собора скончался православный патриарх Иосиф II. Оставшись без руководителя, греческие митрополиты были вынуждены согласиться и принять владычество римского папы.
Однако несколько православных иерархов во главе с греческим митрополитом Ефесским отказались подписывать унию. Не подписали соглашения и Авраамий с Симеоном. Как позже описывал Симеон, они «с позором смотрели, как Исидор митрополит пересылался (переписывался) с папой, да, ходя по божницам, приклякал (приседал) по-фряжски и нам приказал то же делати; но я много раз с ним спорил и он меня держал в большой крепости». Впоследствии, уже в России, Исидор заключил своих спутников в тюрьму за непослушание.
Вернувшись в Москву, Исидор велел называть себя папским легатом, а во время богослужений приказывал пастве вместо православных святых поминать папу римского. Это привело в ярость Василия Тёмного, и Исидор был посажен под арест, откуда вскоре сбежал в Польшу.
Москва – третий Рим
В 1441 году был созван Московский поместный собор. Так как митрополита на Руси временно не было, в нём приняли равноправное участие все епископы, архимандриты, игумены и некоторые монахи. На Соборе православное духовенство единогласно осудило Флорентийскую унию и официально лишило сана Исидора.
Однако главным с исторической точки зрения событием стало то, что новый митрополит Киевский и Всея Руси – рязанский епископ Иона был назначен Собором в обход Константинополя. Таким образом русское православие заявило о своей полной самостоятельности и независимости не только от католиков, но и от греческого патриархата.
Читайте наши статьи на Дзен